Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.
Dear visitors of the
forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Armies of an epoch of the Renaissance / Армии эпохи Ренессанса » Thread: Janissaries / Корпус янычар -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 762

 Janissaries / Корпус янычар
Sent: 08-09-2013 17:01
 
Автор: Владимир Савицкий
Рисунки по реконструкциям автора. Художник: Игорь Дзысь.




Выезд янычар из султанской резиденции:

1.Янычар-ага.
На голове его почетный тюрбан «мюджевезе», носившийся высшими сановниками империи; в руках — золотая, украшенная драгоценными камнями булава — символ власти аги корпуса янычар. Дорогой конский убор соответствует рангу «паши».

2. Секбан-баши.

3. Йедекчи — слуга из свиты янычар аги, исполняющий должность конюшего. Подпоясан характерным для «куллукчи» (19 личных слуг аги) серебряным парчовым кушаком.

4. Тугджи — знаменосец с «тугом» (бунчуком), один из двух бунчужных, полагавшихся по рангу янычар-аге. Относился к разряду «куллукчи».

5. Знамя янычарского корпуса, состоящее из двух шелковых полотнищ — красного и желтого, украшенных золотой каймой. В центре золотом вышит «Зульфикар» — легендарный меч Али.

6. Группа командиров янычарского корпуса яя-баши со знаками своего ранга — шестоперами. Они являются «чорваджи», отличительной чертой которых были: офицерский колпак «ускюф», расшитый золотом и украшенный султанами «сюпюрге» и «соргуч». Одежда состоит из нижнего кафтана «долома» и верхнего «собраман».



Exit the Janissaries of the Sultan's residence:

1.Yanychar-Agha.
On his head a turban of honor "myudzheveze" who were high officials empire; in hand a gold jeweled mace - the symbol of power Agha Janissaries corps. Expensive horse attire corresponds to the rank of "Pasha".

2. Sekban-bashi.

3. Yedekchi - the servant of the Janissaries Agha entourage, performing a position equerry. Belted with characteristic "kullukchi" (19 personal servants Agha) silver brocade belt.

4. Tugcu - bearer of a "horse tail" (Bunchuk), one of the two standard-bearers, relied on the rank of the Janissaries-aga. Belonged to the category of "kullukchi."

5. Banner of the Janissaries corps, consisting of two silk cloths - red and yellow, decorated with a gold border. In the center of the gold embroidered "Zulfikar" - the legendary sword of Ali.

6. Group commanders - Janissary corps Yaya-bashi with signs of his rank - mace. They are "chorvadzhi", the hallmark of which were the officer's cap "uskyuf" embroidered in gold and adorned with plumes "syupyurge" and "sorguch." Clothing consists of a bottom coat "Dolomite" and upper "sobraman."







КОРПУС ЯНЫЧАР. ОБРАЗОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ И КОМАНДНЫЙ СОСТАВ В XIV-XVI вв.
Janissary corps. Formation, organization, staffing and command personnel In the XIV-XVI.


На страницах журнала уже публиковались материалы о восточных соседях и соперниках России. Предыдущий обзор был посвящен вооруженным силам Персии («Цейхгауз» № 5, 6). Новая статья открывает серию публикаций о войсках Османской империи. В ней рассматриваются первые шаги организации военно-политической системы, ставшей с XVII в. главным конкурентом России в Черноморском регионе, Придунайских землях, а позднее и на Кавказе.

Становление и развитие такого могущественного государственного образования средневековья, как Османская империя, теснейшим образом связано с особенностями ее военной организации — главным фактором успешной завоевательной политики турок-османов.

Основу османской армии составляли регулярные воинские подразделения — гвардия султана капыкулу, составной частью которой были янычары (от «йени чери» — новое войско). Со времен образования государства турок-османов их войско в основном представляло собой легкую кавалерию, состоявшую из родо-племенных формирований. «Новое войско» полностью оправдывало свое название, в корне отличаясь от прежних ополчений своим составом, организацией, подготовкой и дисциплиной.

Формирование отрядов нового войска началось примерно в 1330 г. при сыне и преемнике Османа I — Орхане (1326-1359), главы «бейлика» — провинции в Малой Азии. После смерти Орхана его сын Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завершил формирование «нового войска». При нем был создан корпус янычар («очаг» или «оджаг») как пехотное войско на жалованьи. Ряды янычар комплектовались первое время из пленных юношей. Система комплектования гвардии из числа рабов, захваченных в плен или подаренных, была широко распространена в странах Востока в эпоху раннего средневековья. Примеры тому гулямы (арабское слово, буквально "юноша, молодец, раб") — постоянная конная гвардия в халифате Аббасидов, созданная при халифе Мамуне (813-833); мамлюки (арабское слово, буквально "белые рабы, невольники") — гвардия правителей династии Айюбидов (1171-1250). В 1250 г. командная верхушка мамлюков свергла Айюбидов и захватила власть, создав две свои династии: Бахри (1250-1390) и Бурджи (1390-1517). В Делийском султанате (Индия) гулямы являлись гвардией, набиравшейся из рабов тюркского происхождения, пришедшей к власти в 1206-1290 гг., и наконец гулямы Сельджукского султаната, послужившие примером для формирования «капыкулу» турок-османов.



Янычар-ага и яя-баши. С гравюр середины XVI века из трактата Никола де Николау.
Janissary Agha and Yaya-bashi. With engravings the middle of the XVI century from the treatise Nicolas de Nicolau.


С XV в. янычарские войска стали пополнять путем принудительных наборов - девширме (от «девширмек» — собирать). Сначала наборы проводились раз в пять лет, а позже еще чаще, из христианского населения Румелии - сербов, болгар, албанцев и греков, иногда из армян и грузин. Янычары являлись постоянным дисциплинированным войском, со строгой организацией, институтами подготовки молодых воинов и офицерских кадров, отличительной униформой и передовым вооружением того времени. Служба янычар проходила в строгом целомудрии и беспрекословном повиновении; они знали только одно занятие - войну; их целью было - при жизни добыча, а после смерти - рай, вход в который открывала борьба за Ислам (Джихад). Каждый янычар мечтал принять смерть в бою с неверными, получив почетное звание шехид. Замкнутый военно-профессиональный характер янычарского корпуса сохранялся приблизительно до середины XVI в., до времени правления султана Селима II (1566-1574). Большое влияние на воспитание и мировоззрение янычар оказывал мусульманский орден суфийского толка бекташи. В 94-й казарме постоянно находился официальный представитель ордена, а янычары считали себя последователями этого учения. Принадлежность к ордену отмечалась ношением высокого колпака кече (буквально - войлок), впервые появившегося, как головной убор, у основателя ордена Хаджи Бекташи Вели. Необычная форма кече являлась прообразом рукава плаща святого главы богословов. Предание о истории упомянутого рукава таково: во время переезда Бекташи Вели со своим наставником султаном улемов (главой богословов) в Рум он поранил о камень ногу. Увидев это, султан оторвал рукав своего плаща и велел Хаджи Бекташи перевязать им ногу. Тот же не счел себя достойным перевязывать ногу одеждой святого и водрузил рукав на голову, как знак особого уважения и преклонения перед святым проповедником.

Другим важным символом очага являлся котел казан для приготовления пищи. Все янычарское сообщество подлежало строгому делению на котлы: 10 йолдашей (соратников) составляли «ряд», от 10 до 100 рядов «орту» — основное воинское подразделение, имевшее порядковый номер и специфическую символику (о ней мы подробно расскажем в следующей статье).

Местом проживания орты являлась «ода» — казарма, имевшая тот же учетный номер. Элитные подразделения отборных янычар, входившие в свиту султана и командиров корпуса, а так же очаг аджеми-огланов (воспитанников янычар) образовывали отдельные отряды бёлюки, имевшие свой цифровой ряд и символы. В XVI в. очаг янычар состоял из 196 подразделений, включавших в свой состав 101 орту, дополненную 95 бёлюками отборных янычар. Общее количество очага приблизительно определялось в 40000 чел. Некоторые историки занижают эту цифру, видимо не располагая информацией об устройстве корпуса и его функциях. Основанием их выводов служат данные о количестве янычар, выступавших в тот или иной поход. На самом деле больше половины янычарского корпуса находилось на гарнизонной службе (они несли эту службу в порядке очередности. Срок службы в гарнизоне определялся в три года) в столице, городах, крепостях и даже селах огромной империи, выполняя роль внутренней охраны, пожарных, полицейских и сборщиков налогов нёбетчи (буквально - очередник) и ясакчи (от «ясак» — подать). Часть янычар корпуса обладала правом не участвовать в походах. Например, коруджи — ветераны, отслужившие положенный срок и продолжавшие жить в казармах, охраняя их; зифтчи (от «зифт» — смола) — янычары, освобожденные от воинских обязанностей, получавшие янычарское жалование и формально числившиеся в рядах корпуса с обязательством выплачивать определенную сумму для закупки смолы, которая шла на нужды султанского флота; отчи (от слова «от» — трава) — особый разряд янычар-косарей, наряду с другими категориями, такими как согаджи и сиркеджи, обязанных взамен военной службы платить особую подать или нести определенные повинности. Еще одна часть янычар — горные коруджи — несли охрану важных с военной точки зрения горных проходов к столице империи. Право освобождения от военной службы имели также секбаны-авджи — элитные янычары 33-го бёлюка. Выше перечисленные части — это только некоторые примеры отдельных подразделений янычар, не принимавших участия в походах. Учитывая объективность этих данных и «точность» восточного учета в дефтерах (списках янычар) в коррумпированном государстве, точное количество личного состава янычарского сообщества практически невозможно подсчитать.



В янычарской казарме:

1.Аджеми-оглан в кафтане «йагмурлук», шароварах «чагшыр». На голове войлочный колпак «кюлях» (исключительно желтого цвета) — отличительная деталь костюма аджеми-огланов. На палке — казан, символ янычарского братства.

2. Новобранец, взятый по набору — девишерме (от «девишермек» — собирать) в одной из провинций империи, в красной казенной одежде (красный и желтый — основные цвета янычар).

3. Кятиб - писарь. В руках держит документ «эшкаль дефтери», в который записывались имена новобранцев, место набора, имена родителей, сведения о внешности и прочее. За поясом кятиба серебряный футляр для хранения письменных принадлежностей.

4. Дервиш — официальный представитель ордена «бекташи». Скромный костюм подчеркивает монашеский аскетизм. Повязка тюрбана символизирует знамя пророка Мухамеда. Топор — символ воинственности ордена.

5. Рядовой янычар — йолдаш в характерном головном уборе «кече», обшитом по низу полоской цветного бархата, указывающей на «орту», в которой он служит. В руках держит парадное оружие типа «пальма».



In the barracks of the Janissaries:

1. Adzhemi-oglan in coat "yagmurluk", bloomers "chagshyr." Felt hat on his head "kyulyah" (exclusively yellow) - a distinctive detail suit Ajami oglan. On a stick - kazan (cauldron), a symbol of the Janissaries fraternity.

2. Recruit taken to recruitment - devisherme (from "devishermek" - collect) in one of the provinces of the empire, in a red dress breech (red and yellow - the basic colors Janissaries).

3. Kyatib - clerk. In the hands holds the document "eshkal deftera", which were written the names of recruits, place of recruitment, parents' names, details of appearance and so on. For kyatib silver belt box for storing writing utensils.

4. Dervish - the official representative of the Order "Bektashi". Modest dress emphasizes monastic asceticism. The bandage turban symbolizes the banner of the Prophet Muhammad. Axe - the symbol of the Order of militancy.

5. Private Janissaries - yoldash in typical headdress "ketch" trimmed on the bottom strip of colored velvet, pointing to the "Horta", in which he serves. In the hands holds ceremonial weapons of the "Palma."




Корпус аджеми огланов (буквально - чужеземные мальчики) формировался из христианских детей от 5 до 10 лет для комплектования янычарского очага. До зачисления в янычары их использовали на различных общественных работах, требовавших тяжелого физического труда, отдавали в услужение высоким чинам Стамбула, турецким крестьянам Анатолии в качестве работников и лишь затем воспитывали в училищах Стамбула и Эдирне, готовя из них воинов. Некоторых аджеми агланов брали в султанский дворец, где они получали образование, — их называли ич-огланы. Из этого слоя выходили почти все придворные служители, многие из которых достигали высоких государственных постов. В целом устройство корпуса аджеми агланов в точности повторяло устройство корпуса янычар.

Командиром всего янычарского войска являлся янычар-ага («йеничери агасы») - один из высших сановников государства. Назначение на высокий пост принадлежало султану и предусматривало различные привилегии: он не был подчинен великому визиру (первому сановнику государства), подчиняясь лично султану с правом участия в его личном совете — диване. Аналогичный совет регулярно проходил в резиденции янычар-аги с привлечением высших чинов корпуса. Охраной и почетным войском аги являлись 61 бёлюк отборных янычар - гедикли, куда, кроме прочих, входили 19 личных слуг из числа янычар — куллукчи, находившиеся в постоянном распоряжении янычар-аги. В связи с возрастающим влиянием в государстве, с XVII в. командирам янычарского корпуса стали присваивать ранг визира. Главным среди старших командиров корпуса был секбан-баши, до XV в. занимавший пост аги и возглавлявший войско янычар. С вступлением на должность ему предоставлялся пост санджак-бея (правитель области), отличительными знаками которого являлись: туг (знамя), бунчук и барабан, а так же собственная печать. В годы правления султана Мехмеда II (1451 -1481) в личное управление секбан баши передаются 34 пеших бёлюка (с численностью от 30 до 100 чел. в каждом), а так же 3 конных бёлюка, в которых служили 44 чел., набранных из детей янычарских командиров. Все эти бёлюки получили почетное звание секбанов и привилегию участия в султанской охоте. Второе по значению (хотя формально секбан-баши стоял выше его) после янычарского аги должностное лицо был кетхюда-бей. Он находился в непосредственном подчинении главы корпуса и пользовался громадным влиянием. Вместе с янычар-агой он обсуждал и решал все вопросы корпуса, в частности о назначении на должности. Как лицо наиболее близкое к are в вопросах управления, кетхюда баши фактически отвечал за положение дел в очаге перед султаном, наравне с агой. Проживая в 1-м бёлюке янычар-аги, он возглавлял это подразделение и носил почетное строевое звание бёлюк-баши (старший командир). Привилегией этого ранга считалось наличие четырех слуг гедикли. Заместителем и помощником кетхюда-бея являлся кетхюда-йери. Эта должность была учереждена султаном Баязидом II (1481-1512) для командования янычарами на султанском флоте. Основной функцией кетхюда-йери являлся церемониал при дворе янычар-аги. Распорядителем всех слуг был баш-чавуш, он же командир 5-го бёлюка аги. В ранге заместителя при баш-чавуше находился орта-чавуш — младший управляющий, исполнявший полицейские функции в очаге. Все вышеописанные должности являлись основными старшими командирами корпуса янычар.

Средним офицерским звеном являлись командиры орт, имевшие, кроме чина, почетное звание и должность в казарме. Старший офицер орты в чине чорваджи-баши являлся старостой казармы — ода-кетхю-дасы с почетным званием баш-яя-баши (буквально - старший командир пехоты); офицеры — чорваджи, обладавшие почетным званием яя-баши, занимали казарменные должности баш-ода-баши — старшие командиры казармы. Младшими командирами в ортах (в европейском понятии унтер-офицерами) являлись ода-баши и ашчи. Звания чорваджи (раздатчик супа) и ашчи (повар) своими забавными названиями еще раз подчеркивают, какое значение в войске имел котел-казан. Иерарахические должности офицеров в казарме ничто иное, как продолжение традиций кочевых родо-племенных устоев.

Привилегиями всего офицерского корпуса (яя-баши) были: право передвижения на лошадях и ношение бороды, что по уставу янычарского очага строго воспрещалось рядовым йолдашам, кроме ветеранов.

Библиография:

1. Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи : История происхождения законов янычарского корпуса. М., 1987.
2. Дельбрюк Г. История военного искусства. Спб., 1996.
3. Петросян Ю.А. Османская империя. Могущество и гибель. М., 1990.
4. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. М., 1991.
5. Рогов А.И. Записки янычара. М., 1978.
6. Фрейдепберг М.М. Дубровник и Османская империя. М., 1989.
7. Trachten der Volker. Stuttgart, 1884.


New Products
Honorary Revolutionary Red Banner of the 21st Cavalry Regiment, 1920; 1/48 (28 mm)
Honorary Revolutionary Red Banner of the 21st Cavalry Regiment, 1920; 1/48 (28 mm)
$ 0.72
Banner of the 1st regiment of the Red Cossacks (Ukrainian Soviet Republic); 1/48 (28 mm)
Banner of the 1st regiment of the Red Cossacks (Ukrainian Soviet Republic); 1/48 (28 mm)
$ 0.72
Banner of the 2nd consolidated Infantry Regiment of the Ukrainian Insurgent Army (Makhnovist); 1/48 (28 mm)
Banner of the 2nd consolidated Infantry Regiment of the Ukrainian Insurgent Army (Makhnovist); 1/48 (28 mm)
$ 0.72

Statistics

Currently Online: 7 Guests
Total number of messages: 2706
Total number of topics: 295
Total number of registered users: 849
This page was built together in: 0.0656 seconds

Copyright © 2009 7910 e-commerce