Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Napoleonic wars / Наполеоновские войны » Thread: French coats. 1789-1815 -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1504

 French coats. 1789-1815
Sent: 02-02-2012 17:45
 
О ШИНЕЛЯХ ФРАНЦУЗСКОЙ ПЕХОТЫ ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ И ИМПЕРИИ. 1789-1815 гг.

Игорь КАРПОВ. Цейхгауз. №2 (18), 2002.

Те, кто представляет французскую пехоту эпохи наполеоновских войн постоянно действующей в ярких мундирах, белоснежных панталонах, кюлотах с черными гетрами, в киверах, украшенных цветными султанами, этишкетами и т.п., впадают в красивое, но глубокое заблуждение. В отличие от практически не воевавшей и получившей за это в линейных частях прозвище «бессмертной» Гвардии, армейские солдаты редко доставали из своих ранцев парадное обмундирование. Мундир был дорогостоящей частью униформы, и его старались беречь, одевая в торжественных случаях или же перед сражениями, да и то, лишь в случае, если войсками командовал сам Наполеон. Как правило, верхней одеждой пехотинца в лагере и на походе служила суконная шинель, которую солдат получал в полку, приобретал на собственные средства, «одалживал» у местного населения или брал у противника в качестве трофея. Именно эта вещь определяла общий внешний вид французской пехоты в период многочисленных кампаний.

Впервые годы Французской Республики армия довольствовалась тем, что сама конфисковывала или могла найти на «местности». На гравюрах тех лет довольно часто среди мундиров пехоты мелькают рединготы офицеров и шинели солдат, которые в то время еще не были обязательными элементами униформы. Зачастую шинели, наряду с фуражными шапками, являлись единственными предметами обмундирования пехотинцев и представляли весьма пестрое зрелище. Судя по современным иконографическим источникам, верхняя одежда была не только произвольной по покрою, но и по цвету - могли быть даже полосатые образцы! (см., например, «голландский» манускрипт Гаука) Не нужно также забывать и своеобразную «моду» французской пехоты, заимствованную ими у британских войск в североамериканских колониях - шить шинели из старых одеял. Но если у англичан одеяла были единообразными по размеру и серому цвету, то можно себе представить, что происходило в разоренной войной Франции...
По прибытию в Египет, французская армия столкнулась с проблемой достаточно холодных местных ночей, от которых не спасало имевшееся обмундирование и лагерные принадлежности. Солдатам зачастую приходилось ночевать прямо на голой земле или, точнее сказать, на песке. В этой ситуации комиссия по обмундированию, созданная в Каире, приняла в сентябре 1798 г. решение об изготовлении 21300 шинелей. Трудности снабжения войск, находившихся вдали от Франции, вынудили пехоту убрать свои мундиры «до лучших времен» и одеваться на походе и в лагере преимущественно в жилеты и шинели, чтобы сохранить свое обмундирование, изготовленное еще в метрополии, хотя бы для парадов. По имеющимся у нас сведениям, шинель шилась из белого сукна, была двубортной с обтяжными
пуговицами, белыми погонами, темно-синим воротником и алыми обшлагами.


Пехотинец времен Республики, 1795 г. На солдате полосатое пальто, видимо, реквизированное у местного населения во время голландской кампании

В период Консульства ситуация с верхней одеждой не изменилась в лучшую сторону, и солдаты продолжали донашивать старые пальто или «египетские» шинели. По итогам кампаний 1805 и 1806 гг. было принято решение о снабжении армии шинелями по примеру остальных европейских армий. Могла использоваться как своя, так и трофейная ткань - после удачных кампаний 1805-1809 гг. в распоряжение французской армии попало не только достаточное количество русского, прусского и австрийского шинельных сукон, но и сами шинели. Только пехотинцы корпуса Ланна в 1806 г. получили 4000 штук русских шинелей. Единственным условием было сохранение общей цветовой гаммы хотя бы в минимальном подразделении - роте или даже взводе. Правда, в том, что это строго выполнялось на практике, можно усомниться. На гравюре Гейслера, изображающей французские войска в Йене в 1806 г., представлены пехотинцы в серых, голубых и зеленых шинелях одновременно. Судя по сюжету гравюры, -
выдача продовольствия войскам - изображены солдаты одного подразделения, поскольку такие выдачи проводились целенаправленно.
При изготовлении новых шинелей единообразие тоже было относительным. Видимо из экономии средств, на пошив шла небеленая шерстяная ткань местной выделки. А ее цвет, естественно, зависел от породы местных овец. Для центральной Европы это были сероватые тона, для южной - коричневые. Для юго-восточной Европы (территория Австрийской империи) характерны очень светлые оттенки серого. Недаром на пошив солдатских мундиров австрийской армии шло именно такое некрашеное серовато-белое сукно. Цветное сукно стоило соответственно дороже, поэтому только императорская Гвардия могла позволить себе цветовое единообразие верхней одежды (как правило, темно-синие). Основными были серые и коричневые шинели различных оттенков, что хорошо показано на современных гравюрах Гейслера, Берка, Циммерманна, планшетах «гамбургского» манускрипта и т.д. Но могли быть и совсем уж «радикальные» цвета, как яблочно-зеленые шинели 5-го линейного полка в 1809 г. или белые 7-го и 13-го легких полков в 1807-1809 гг. Дело тут не во вкусах - просто использовалась та ткань, которая была в наличии.
По покрою шинели были одно- или двубортные, длиной до колена или чуть ниже, с воротником стойкой и отворачивающимися обшлагами. Судя по изображениям, шинели не подгонялись по фигуре и «сидели» достаточно мешковато, что, вероятно, давало возможность солдатам поддевать зимой какую-либо дополнительную теплую одежду. Иногда попадались весьма интересные экземпляры - с цветными воротниками, как на «египетской» шинели. Такие образцы показаны в манускриптах Гейслера (вольтижер, коричневая шинель) и планшетах Мартине № 224 245 (гренадеры, серые шинели). Везде показаны воротники алого цвета. Возможно, что так выделялись шинели элитных рот от рот центра - фузилеров, у которых воротники были цвета основного сукна шинели.
Еще одним примером цветовых различий воротников может служить зафиксированная в русских документах шинель фузилера 17-го линейного полка Карла Бошелье, раненого и взятого в плен под Смоленском в августе 1812 г. (Военный сборник. 1904. № 4). Аналогичный образец приведен в работе Пижара, посвященной хронологии сражений Наполеона Бонапарта. В этой книге опубликована раскрашенная гравюра, изображающая французского гренадера в длиннополой белой однобортной шинели, застегивающейся на ряд пуговиц, доходящих до самого низа борта. Исходя из деталей, рисунок был сделан с натуры в Испании. Воротник данной шинели опять-таки голубой (синий?). Учитывая разброс указаний на подобные образцы от России до Испании, можно предположить, что это следование какой-то армейской моде, о которой мы пока не можем сделать определенных выводов из-за недостаточности изображений. Не исключено также, что подобные цветные воротники - дань моде гражданской одежды. По крайней мере, шинель «испанской» фигуры явно не армейского происхождения. «Мода» на цветные воротники сохранилась и позднее. Дональд Фостен в своем исследовании униформы французской линейной пехоты в 1815 г. при Ватерлоо, ссылаясь на материалы Аэртса и коллекцию Рубенса, отмечает серые и светло-бежевые шинели с красными воротниками. Берне в одном из планшетов дает легкую пехоту на 1814 г. в серых шинелях с красными воротниками. Тут могут быть два варианта появления подобных экземпляров верхней одежды: или это были «барденовские» образцы, самостоятельно украшенные солдатами (что в принципе возможно, но маловероятно, тем более в конце Империи), или пехотинцы продолжали донашивать старые шинели, находящиеся на складах.
К концу Империи Наполеона Бонапарта регламенты, утвержденные еще при монархии Бурбонов, были практически забыты. Произошло много изменений в обмундировании войск без всякого утверждения сверху. К 1809-1811 гг. не осталось ни образцов сукна, ни выкроек, к которым можно было бы обратиться для пошива обмундирования и экипировки войск. Поэтому в 1811 г. была создана специальная комиссия для упорядочения униформы французской армии. Один из членов комиссии, гвардейский полковник Этьен-Александр Барден представил свой вариант регламента, утвержденный декретом Императора 19 января 1812 г. Наряду с массой деталей обмундирования и экипировки, Барден предложил, впервые во Франции, единую шинель для рядового состава армии. Ниже приводится описание этого образца по тексту, приведенному в работе Динара, хотя» конечно, следует учитывать, что на практике точное соблюдение уставных размеров соблюдалось далеко не всегда.
Шинель: суконная с круглыми обшлагами, воротник и погоны основного цвета; застегивается на груди на 5 обтянутых сукном 22-х мм пуговиц; низ шинели обрезается на расстоянии 324 мм (12 парижских дюймов) от пола, разрез сзади - 202,5 мм (7,5 дюймов).
В центре спины и вдоль швов два больших клапана карманов с обтяжными пуговицами по краям; два хлястика пришиты горизонтально на уровне верхней пуговицы клапанов карманов - на одном пуговица, на другом петля. С левой стороны подкладки борта шинели делался горизонтальный карман. Внизу каждой полы шинели - петли под уг-
лом 45° для пристегивания на походе к нижним пуговицам клапанов карманов. Прямые погоны, скругленные у плеча, из двойного слоя сукна. Пуговицы и петли расположены так, чтобы солдат мог застегивать шинель как на правую, так и на левую стороны (на изучаемый исторический период еще не существовало различия в застегивании на так называемые «женскую» и «мужскую» стороны). Хлястики по регламенту прямоугольные со скруглением у пуговицы, одако на рисунках Карла Берне, сопровождавших официальный текст регламента, они изображены в форме погона с «трилистником» на конце.
Обтянутые сукном пуговицы могли заменяться на деревянные, костяные, роговые или просто на произвольные гражданские образцы или деревянные палочки-костыльки. Крайне редко нашивались большие мундирные пуговицы с номером полка. Официальный текст регламента ничего не говорит о том, что эполеты гренадер пристегивались обтяжными пуговицами к плечам шинели. Возможное объяснение этому - логичность данной ситуации. Единый цвет шинелей также оговаривался в регламенте - бежевый. Но зачастую шинели шились из серого сукна различных оттенков - от стального до темно-серого. Вероятно, что в первое время новые шинели носили, наряду со старыми шинелями-пальто произвольных образцов, изготовленных в 1809-1811 гг. В 1813-1814 гг. шинели также не всегда были регламентированного цвета, и ткань могла быть синеватой, голубой, темно-синей, коричневатой или ближе к
цвету охры. Единственным условием было сохранение единого цвета в минимальном подразделении - роте. В декабре 1813 г. Наполеон официально разрешил «шить шинели из сукна всех цветов и любых образцов». К концу Империи солдаты наверняка стали носить и гражданские пальто произвольных цветов и покроев, как это было 20 лет назад
во времена Республики.


Христиан Генрих Гейслер. Лейпциг. 1806 г. На гравюре изображено подразделение легкой пехоты после получения продовольствия. Хорошо показано цветовое разнообразие шинелей даже в рамках одной французской части


Аарон Мартине. Гренадер линейной пехоты в 1809-1813 гг. Не исключено, что данная однобортная шинель с алым воротником и латунными пуговицами - трофейный русский образец. Также представляют интерес зеленый чехол султана (султан в чехле носился, как правило, привязанным к тесачным ножнам) и белые гетры, обычно носившиеся только летом

По моде австрийской пехоты, нашивавшей на воротники шинелей фигурные клапаны из приборного сукна, французская линейная пехота приблизительно с 1809 г. стала применять аналогичные украшения, но из алого сукна, иногда с мундирной пуговицей посередине. На многих изображениях, сделанных в 1813-1814 гг., имеются подобные
украшения шинелей {Дитон, Бейер, Хильпер, Бото). Поскольку на воротнике шинели не полагалось крючков для застегивания, солдаты из обрезков шинельного сукна часто вырезали специальные клапаны в форме уменьшенного мундирного погона, пришитого одной стороной к воротнику, и застегивавшегося на пуговицу с другой стороны.
В Испании шинели обр. 1812 г. скорее всего вообще не появились, а солдаты получали шинели сшитые из местной коричневой или белой шерстяной ткани (такие шинели изображены в манускрипте Сен Клера, у Денниса Дитона, числятся среди трофеев шотландцев после сражения при Вимейро), причем по местной моде они были гораздо длиннее уставных и доходили почти до щиколоток. Не исключено ношение французскими пехотинцами серых трофейных английских шинелей, внешне отличавшихся от «континентальных» наличием пелерин длиной до
локтя. Интересно, что шинели сержантов британской пехоты отличались от образцов рядовых воротниками и обшлагами цвета приборного полкового сукна.
15 декабря 1813 г. специальным циркуляром для шитья шинели вместо небеленого сукна разрешили использовать небеленую каразею или даже белое сукно с добавлением синей шерсти (использовавшееся для пошива плащей и шинелей тяжелой кавалерии). Возможно, что из экономии материала в 1813 г. шинели стали делать короче, чем в 1812 г., однобортными и менее просторными, что хорошо представлено на гравюрах Леопольда Бейера и в манускрипте Мейсонье. Хотя на современных гравюрах можно встретить и уставные шинели обр. 1812 г.
Что касается подразделений Старой Гвардии, то впервые гренадерам выдали шинели в декабре 1804 г., то есть за два года до их официального признания в качестве уставной верхней одежды для остальной армии. Сохранившиеся образцы пошиты из темно-синего сукна, двубортные и застегиваются на латунные пуговицы гвардейского образца, по 8 штук в каждом ряду, сзади шинели два клапана кармана (по две пуговицы на каждом) и хлястик из двух деталей, застегивающийся на пуговицу, на каждом обшлаге по две маленькие пуговицы.
Гренадеры Старой Гвардии, начиная примерно с 1809 г., стали нашивать на воротники шинелей алую выпушку. Эполеты на шинелях аналогичны эполетам на мундирах, крепятся с помощью галунных контр-погон и маленькой пуговицы. Голландские гренадеры (3-й гренадерский полк) в 1806-1809 гг. продолжали носить свои темно-голубые шинели, выданные им еще в королевской голландской армии. Этот же цвет был подтвержден декретом в апреле 1811 г. Гвардейские егеря получили шинели лишь в декабре 1805 г. Они аналогичны гренадерским образцам, за исключением соответствующих подразделению эполет.


Карл Верне. Фузилеры в 1812-13 гг. Несмотря на белую фурнитуру киверов, соответствующую легкой пехоте, мундиры под шинелями указывают на линейную. Наибольший интерес представляют погоны шинели с суконными контр-погончиками (возможно, для унификации с шинелями гренадер, пристегивавших свои эполеты к шинелям с помощью контр-погон), отсутствие крючков на воротнике и оригинальный хлястик, отличающийся от уставного образца. Обратите внимание, что шинель застегнута на т.н. «женскую» сторону.

В 1813-1815 гг. на воротниках и обшлагах всех гвардейских шинелей появилась красная выпушка, как у гренадер Старой Гвардии. По нашему мнению, это было сделано для того, чтобы на расстоянии отличать гвардейские части (выпушки были и на шинелях гвардейских артиллеристов) от армейских частей, которые к этому времени могли носить любые варианты расцветок верхней одежды. Достаточно упомянуть полки, сформированные из персонала морской артиллерии, которым также полагались темно-синие шинели.
Вопреки бытующему мнению, во французской Гвардии позволялись различные «вольности» в обмундировании и следование общеармейской моде. Это и выпушки алого цвета на воротниках и обшлагах, которые встречаются на сохранившихся образцах. Это и алые зубчатые клапаны с белыми выпушками и пуговицей по центру. Наиболее экзотична шинель у рядового Молодой Гвардии в Испании в 1810-1811 гг., изображенного в манускрипте Эл Гила - коричневая однобортная шинель с алой выпушкой по борту, обшлагам, погонам, а также с узкими прямоугольными алыми клапанами на воротнике. Такие клапаны, по всей видимости, были модны именно в Испании, т.к. имеются аналогичные изображения и у других частей (гренадер 45-го полка у Дитона в 1814 г.), а на европейском театре военных действий не встречаются.
Несмотря на лучшее, нежели в армии, снабжение, солдаты Гвардии иногда оказывались перед необходимостью самостоятельного изготовления верхней одежды. Примером тому могут служить зеленые шинели некоторых солдат полка фузилер-гренадер Императорской Гвардии, сшитые ими в Москве в 1812 г. из бильярдного сукна (по воспоминаниям сержанта этого полка Бургоня). Из-за отсутствия необходимого количества верхней одежды нужного цвета даже в Гвардии применялись нестандартные цвета. Согласно манускрипту Гамбурга, гвардейские Моряки вместо уставных темно-синих образцов носили шинели стального серого цвета. С другой стороны, возможно, что этот цвет появился не случайно, т.к. перевязи моряков были не белыми, а черными, и были бы совершенно не заметны на темно-синих шинелях гвардейского типа.


Альбрехт Адам. Фузилер-гренадер императорской Гвардии, 1812 г. На пехотинце однобортная (?) шинель длиной до колена. На голову под кивер в чехле поддет платок или шарф. Необычно, что на солдате не походные панталоны, а парадные, убранные в гетры.


Раскрашенная анонимная гравюра. Испания, 1809-1813 гг. На гравюре гренадер линейной пехоты изображен в походной форме. Белая шинель украшена голубым воротником и красными эполетами. Интересно, что борт застегнут до самого низа на белые обтяжные или костяные пуговицы.



Леопольд Бейер. 1813 г. Изображения солдат французской армии, сделанные с натуры в Саксонии. Как видите, реальный облик пехотинцев был далек от любых регламентов.


Reconstruction of the coat on the basis of the text rules in 1812

В заключение нужно отметить, что к концу Империи шинель стала основной одеждой не только для армейских частей, но и для подразделений Гвардии. Например, гренадеры Старой Гвардии при Ватерлоо, вопреки расхожему мнению, сражались в шинелях, а по мнению историка Лашука и Молодая Гвардия в этой битве вряд ли носила мундиры. Во всяком случае, ее полки видели на марше перед боем в серо-голубых шинелях. Поскольку с утра шел дождь, то вряд ли солдаты стали бы переодеваться в парадную форму, пусть даже и сухую...

Библиография:
1. Военный сборник. 1904, № 4.
2. Bucquoy E.-L- Les uniformesdu Premier Empire. L'infanterie de ligne et 1'infanterie legere. Paris, 1979.
3. Brunon R.LeMuseedeL'Emperi. Salon de Provence, 1983.
4. Coppens B., Courcelle P., Petard M., Lordey D. Les uniformes des guerres napoleoniennes. Q., 1997.
5. Coppens B. Les Armees de Waterloo 1815. В., 1999.
6. Correspondence de Napoleon. T. 26. No 21046.
7. Dempsey G.C. Napoleon's army 1807-1814, as depicted in the prints of Aaron Martinet. SI., 1997.
8. Dempsey G.C. Napoleon's soldiers. The Grand Armee of 1807 as depicted in the paintings of the Otto manuscript.
London, 1995.
9. HaythornthwaitePh. J. Uniforms of Peninsular war 1808-1814. London, 1974.
10. Lienhart, H. Les uniformes de l'armee francaise depuis1690 jusqua nos jours. Lei pzig, 1898.
11. Malibran. Representanion des uniformes de l'armee francaise de 1700 a 1860. Paris, 1910.
12. Pigeard A. Agenda des batailles de Napoleon 1805-1815. Paris, 1998.
13. Pigeard A. L'Album du Bourgeois de Hambourg. Paris, 1998.
14. Pigeard A. L'infanterie napoleonienne 1791-1815. Paris, 2001.
15. Pigeard A. Les manuscritsde Berka, Brunswick et Zimmermann. Paris, 1998.
16. Vernet С. Uniformes Napoleoniens. Paris, 2001.
17. Windrow M. Uniforms of Peninsular war 1808-1814. London, 1974.
18. Willing P. Napoleon et ses soldats. De Wagram a Waterloo (1809-1815). Paris, 1986-1987.
Планшеты: Rigo, L. Rousselot, B. Coppens, Girbal.
Периодические издания: Tradition magazine. Tradition, Military modelling, First Empire, Uniforms, Zeitschrift fur Heerskunde, Carnet de La Sabretache.

New Products
Musketeer of the Yekaterinburg Infantry Regiment. Russia, 1810-12; 54 mm
Musketeer of the Yekaterinburg Infantry Regiment. Russia, 1810-12; 54 mm
$ 4.35
Cossack - artilleryman, 16th century; 28 mm
Cossack - artilleryman, 16th century; 28 mm
$ 2.00
The seven-barreled gun, XVI century; 28 mm
The seven-barreled gun, XVI century; 28 mm
$ 8.00

Statistics

Currently Online: 5 Guests
Total number of messages: 2808
Total number of topics: 306
Total number of registered users: 1084
This page was built together in: 0.0478 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce