Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » The interwar period (1918-1939) / Межвоенный период (1918-1939) » Thread: Military Transportation Service and railway troops Red Army -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 791

 Military Transportation Service and railway troops Red Army
Sent: 03-01-2014 07:40
 
Журнал "Цейхгауз" № 10 (1/2000)
Автор: Алексей СТЕПАНОВ

СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ и ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА РККА. 1918-35.
Military Transportation Service and railway troops of the Red Army. 1918-35.

Служба военных сообщений


В РККА органы военных сообщений (ВОСО) как специальные оперативно-тыловые учреждения представляли военное ведомство на всех видах транспорта и организовывали его использование в интересах вооруженных сил. Их деятельность была определена «Положением о порядке выполнения заданий Народного Комиссариата по Военным Делам, предъявляемым к железным дорогам, водным, шоссейным и грунтовым путям», подписанным 16.V.1918 г. председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Лениным [1].

При создании в марте 1918 г. Высшего военного совета [2] в его составе было образовано Управление военных сообщений (УПВОСО), для формирования которого был использован аппарат отдела ВОСО бывшего Главного управления Генерального штаба старой армии.

4.IV.1918 г. приказом Народного комиссара по военным делам № 256 по согласованию с Народным Комиссариатом путей сообщения, Всероссийским Исполнительным комитетом железных дорог и Московским областным военно-революционным железнодорожным комитетом, взамен существовавших ранее заведующих передвижением войск и комендантов станций были введены должности представителей военного ведомства с управлениями при них. Они именовались «Военными представителями на такой-то железной дороге (или дорогах)» и подчинялись соответствующим округам путей сообщения, которые обслуживали фронты через начальников ВОСО фронтов.

16.V.1918 г. приказом Наркомвоена № 372 в связи с распределением железнодорожной сети по порайонным комитетам НКПС и изъятия из ведения начальников ВОСО военных округов всех железнодорожных путей и водных сообщений, были упразднены ранее существовавшие должности начальников ВОСО округов и состоящие при них управления, должности заведующих передвижением войск и комендантов железнодорожных и водных участков. Взамен были учреждены должности начальников ВОСО при порайонных комитетах и военных представителей на железных дорогах с соответствующими управлениями при них.

В мае 1918 г. во вновь образованном Всероссийском главном штабе [3] также было создано УПВОСО, которое 30.VII.1918 г. приказом Наркомвоена № 601 было объединено с существовавшим УПВОСО Высшего военного совета в единое управление при Высшем военном совете. После создания в сентябре 1918 г. Революционного Военного Совета Республики и упразднения Высшего военного совета [4] УПВОСО вошло в состав РВСР как Центральное управление (ЦУПВОСО) с непосредственным подчинением начальнику Полевого штаба.

24.IX.1918 г. приказом РВСР № 12 военные представители на станциях железных дорог были переименованы в комендантов станций, а старшие и младшие делопроизводители управлений военных представителей на железных дорогах — в помощников военных представителей и помощников комендантов станций соответственно.

7.Х.1918 г. приказом РВСР № 49 был установлен порядок управления ВОСО. Во главе находилось ЦУПВОСО; обслуживание Южного фронта возлагалось на начальника ВОСО Воронежского округа путей сообщения, Западного района обороны — на начальника Московского округа путей сообщения; для обслуживания Северного и Восточного фронтов [5] вновь формировались УПВОСО в Ярославле и Арзамасе соответственно.

12.Х.1918 г. в соответствии с приказом РВСР № 77 на начальника ЦУПВОСО была возложена задача по надзору за охраной путей сообщения и определению потребностей войск для этой цели. В пределах фронтов данные задачи выполняли начальники управлений ВОСО фронтов, а в пределах каждой железной дороги — военный представитель. По приказу начальника Всеросглавштаба № 39 от 5.XII.1918 г. началось формирование 14 полков и 9 батальонов железнодорожной охраны.




Две фотографии военнослужащего ВОСО П.А. Малышева.
Первую можно датировать концом 1919 - началом 1920 г. Очевидно, она была сделана сразу после выпуска Малышева из 1-х Советских военно-железнодорожных курсов РККА. Он одет в британский солдатский походный мундир, имеет снаряжение, положенное по «Табели вещевого довольствия красных офицеров, окончивших курсы по подготовке комстава», и вооружен кортиком по приказу РВСР № 26 от 4.1.1919 г.
На втором фото, сделанном в 1923-24 гг., он одет в летнюю форму обр. 1922 г. со знаками различия 9-10 разряда (комендант станции и ему равные). На фуражке — совмещенная эмблема ВОСО и железнодорожных войск. (Из архива М. Малиновского).

Two photos serviceman VOSO P.A. Malyshev.
First - can be dated to the end of 1919 - beginning of 1920. Obviously, she was done immediately after the release of Malyshev from 1 Soviet military railway courses of the Red Army. He is dressed in a British soldiers marching uniform, has outfit put on the "Table of clothing allowances Red officers who graduated from training courses for command personnel", and armed with a dirk on orders RVSR number 26 from 04.01.1919.
In the second photo, taken in 1923-24., he is dressed in summer uniform sample in 1922 with signs of difference category 9-10 (station commandant and his equal). On his cap - combined emblem VOSO and railway troops. (From the archives of M. Malinowski).



В соответствии с Положением, объявленным приказом РВСР № 387 от 17.XII.1918 г., на ЦУПВОСО возлагались задачи по использованию для нужд военного ведомства и внешней охране всех видов путей сообщения, по устройству и эксплуатации полевых железных дорог, по подготовке тыла для военных действий, организации и устройству службы железных дорог и автомобильных частей, организации почтовой, телеграфной и телефонной служб. Ему подчинялись управления ВОСО фронтов, а через них — управления военных представителей на линиях железных дорог и водных путях сообщения и управления комендантов железнодорожных станций и водных участков. Этим приказом были объявлены также положения о комендантах железнодорожных и водных участков, об отдельном помощнике военного представителя на железной дороге, о военных представителях на линиях железных дорог и водных путях сообщения, об управлении начальника ВОСО фронта.

ЦУПВОСО подчинялись железнодорожные войска, автомобильные части, этапные войска, транспорты и рабочие части, военные учреждения и части почтовой, телеграфной и телефонной связи (последние — до 10.IX.1919 г.). В соответствии с «Временным положением об этапах и этапных войсках в военное время», утвержденным приказом РВСР № 243 от 13.XI.1918 г., этапные войска предназначались для наблюдения за состоянием военных дорог, их хозяйственного обслуживания, охраны, и непосредственно подчинялись этапно-транспортным отделам УПВОСО фронтов, созданных этим же приказом. Этапные войска состояли из отдельных рот, сводимых, по мере необходимости, в батальоны (от 2 до 6 рот в зависимости от протяжения дороги или ее участка). В соответствии с «Временным положением о транспортах в военное время», утвержденным приказом РВСР № 312 от 30.ХI.1918 г., транспорты предназначались для подвоза всех видов грузов в действующую армию, эвакуации раненых, обеспечения работ по строительству позиций и дорог, заготовки продовольствия и топлива для действующей армии. Транспорты подразделялись на колесные, вьючные (верблюжие) и с механической тягой. Первые два могли быть военные или вольнонаемные. Транспорты непосредственно подчинялись этапно-транспортным отделам УПВОСО фронтов. Им присваивалась отдельная нумерация, командир транспорта имел права командира отдельной части. Рабочие войска в соответствии с Положением о рабочих войсках, утвержденным приказом РВСР № 479 от 26.XII.1918 г., предназначались для работ по погрузке и разгрузке вагонов, расчистки путей во время снежных заносов, помощи ЖДВ при строительстве и эксплуатации железных дорог, строительства и обслуживания грунтовых дорог, поддержания в исправном состоянии водных путей, обслуживания и охраны грузовых поездов и продовольственных, артиллерийских и инженерных складов. Рабочие войска состояли из батальонов, сведенных в бригады. Комплектовались они из состава тылового ополчения и подчинялись соответствующим начальникам УПВОСО фронтов.

18.XII.1918 г. приказом РВСР № 401 был назначен начальник внешней охраны железных дорог при ЦУПВОСО, a 26.XII секретным приказом РВСР № 475/66 создан его штаб, который в соответствии с положением, объявленным приказом РВСР № 373 от 23.11.1919 г., стал называться Штабом начальника охраны и обороны всех железных дорог Республики. Охранные команды на железных дорогах, перешедшие из ведения НКПС, приказом РВСР № 400 от 18.XII.1918 г. были переформированы в полки. Позднее согласно секретным приказам РВСР № 1037/193 от 21.VII и № 1244/237 от 31.VII.1919 г. была проведена реорганизация войск железнодорожной охраны: сформированы 101 батальон и отдельные стрелковые бригады. Постановлением Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 23.1.1920 г. за военным ведомством остались функции по обороне и охране железных дорог в прифронтовой полосе, а в пределах полосы отчуждения охрана железнодорожных сооружений и всего имущества была передана в ведение Штаба войск ВОХР. 1.IX.1920 г. постановлением Совета Труда и Обороны войска обороны железных дорог были полностью переданы в войска внутренней службы (ВНУС).

3.III.1920 г. приказом РВСР № 345 для организации согласованной деятельности по передвижению войск по железным дорогам, входящим полностью или частично в пределы фронтов, по взаимной договоренности НКПС и ЦУПВОСО были учреждена должность военного помощника управляющего железной дорогой. По вопросам работы железной дороги военные помощники подчинялись управляющему, а по вопросам передвижения войск — начальнику ЦУПВОСО. К военному помощнику переходили все права и обязанности местного заведующего передвижением войск с подчинением соответствующего управления.

После окончания гражданской войны полевые органы ВОСО фронтов и армий были упразднены.

С образованием в феврале 1921 г. Штаба РККА6 ЦУПВОСО вошло в его состав. В соответствии с Положением, объявленным приказом РВСР № 2922 от 28.XII.1921 г., на него возлагались задачи по выяснению и удовлетворению потребностей вооруженных сил в средствах сообщения, руководству воинскими перевозками, организации службы всех органов ВОСО. Начальник ЦУПВОСО являлся Главным начальником военных сообщений и подчинялся непосредственно начальнику Штаба РККА.




Военнослужащий ВОСО (9-10 разряд). 1924 г. Цветная фуражка с черным бархатным околышем, темно-зеленой тульей, тремя зелеными кантами и вышитой звездой. Обратите внимание на отсутствие нарукавного знака службы. (Из архива автора).
Serviceman VOSO (9-10 category). 1924. Colored service cap with a black velvet cap band, dark green crown, three green piping and embroidered star. Note the lack of sleeve insignia service. (From the author's archive).



Подготовка командных кадров осуществлялась на факультете ВОСО Военно-инженерной академии (с 1918 по 1925 год). Кроме того, 20.Х.1918 г. в Москве на основании приказа РВСР № 91 от 12.Х.1918 г. были сформированы Военно-железнодорожные курсы для подготовки к службе по передвижению войск с подчинением ЦУПВОСО. Курсы готовили военнослужащих для занятия должностей помощников военных представителей на железных дорогах, комендантов станций и их помощников. 15.XII.1919 г. были переименованы в 1-е Советские военно-комендантские железнодорожные курсы. 1.1.1921 г. переформированы в 1-ю Советскую высшую школу ВОСО с Военно-комендантской школой при ней, 2.II.1921 г. — в Повторительную командную школу службы ВОСО с Военно-комендантской школой при ней. Расформирована 31.V.1922 г.

28.VI.1925 г. согласно Временному положению о Штабе РККА ЦУПВОСО [7] было переименовано в УПВОСО, которое возглавлял Начальник военных сообщений.

6.1.1926 г. приказом РВС СССР № 13 при окружных управлениях местного транспорта НКПС были созданы военные представительства.

15.III.1926 г. приказом РВС СССР № 143 в связи с упразднением должностей начальников железных дорог и учреждением правлений железных дорог (постановление СТО СССР от 17.VI.1925 г.) должность военного помощника начальника железной дороги была переименована в представителя Наркомвоенмора на железной дороге. Ему подчинялись все органы ВОСО данной дороги (коменданты железнодорожных участков и станций, заведующие продовольственными пунктами и т. д.).




Военнослужащий ВОСО П.А. Малышев в летнем обмундировании обр. 1924 г. с должностными знаками различия 11-12 разряда 1930 г. (Из архива М. Малиновского).
Serviceman VOSO P.A. Malyshev in summer uniform sample in 1924, with the officers insignias - 11-12 category. 1930. (From the archives of M. Malinowski).



4.III.1931 г. приказом РВС СССР № 46 представители Наркомвоенмора на транспорте были переименованы в начальников военно-транспортной службы (ВТС). Начальник ВТС на железной дороге подчинялся начальнику ВОСО соответствующего военного округа, а начальник ВТС на речных путях и морском транспорте — начальнику ВОСО РККА (по вопросам специальной службы) и начальнику штаба морских сил моря (по всем остальным вопросам).

В связи с преобразованием в сентябре 1935 г. Штаба РККА в Генеральный штаб РККА8 УПВОСО вошло в его состав.

Подготовка командных кадров с середины 20-х годов осуществлялась в Ленинградской школе ВОСО имени М.В. Фрунзе, а старшего комсостава — на Отделении ВОСО при Ленинградском институте инженеров путей сообщения, которое было сформировано на основании приказа РВС СССР № 606 от 9.VI. 1925 г. и открылось 12.IX того же года. 25.Х. 1931 г. Отделение было переименовано в Военно-транспортный факультет при ЛИИПС. 9.VI.1932 г. в Москве на базе факультета сформирована Военно-транспортная академия РККА, которой 26.V.1933 г. присвоено имя Л.М. Кагановича. В марте 1938 г. передислоцирована в Ленинград.

Железнодорожные войска

В январе 1918 г. в Киеве прошел Всероссийский съезд железнодорожных войск (ЖДВ), принявший решение об их роспуске. В соответствии с положением Исполнительного комитета съезда [9] от 27.1 все 78 железнодорожных батальонов Русской армии расформировывались, а 130 тысяч человек личного состава войск и все имущество передавались в ведение Народного комиссариата путей сообщения [10].

Однако в скором времени возникла необходимость в специальных формированиях для выполнения задач по ремонту, восстановлению и заграждению железных дорог в районах боевых действий. В связи с этим 29.VI.1918 г. председатель СНК В.И. Ленин подписал «Положение о военно-железнодорожных частях и о призыве железнодорожных служащих по мобилизации»[11]. В соответствии с Положением, формирование железнодорожных частей возлагалось на НКПС. Но с этой несвойственной ему задачей НКПС не справился и ни одной части для армии не сформировал. Сложившееся положение дел заставило приступить к созданию железнодорожных частей непосредственно на фронтах и в армиях по распоряжениям местного командования. Так, в 3-й армии Восточного фронта в августе 1918 г. была сформирована техническая рота (с января 1919 г. — 1-й Уральский коммунистический железнодорожный батальон), а в Петрограде — две отдельные железнодорожные роты. Для подготовки командных кадров в Торжке Тверской губернии в июле 1918 г. были созданы 1-е Советские инструкторские военно-железнодорожные курсы [12]. 17.VII.1919 г. они были переименованы в 1-е Советские военно-железнодорожные курсы комсостава РККА, 26.IX.1920 г. - в 1-ю Советскую военно-железнодорожную школу комсостава РККА; 28.IV.1922 г. слита со 2-й Военно-железнодорожной школой комсостава, находившейся в Петрограде, и наименована 1-й Петроградской военно-железнодорожной командной школой, которая 9.II.1924 г. переименована в Ленинградскую, а 1.II.1926 г. — Ленинградскую школу ВОСО имени М.В. Фрунзе. 16.III.1937 г. переформирована в училище.




Военнослужащий железнодорожных войск. 1919 г.
На тулье фуражки — путейский знак. Нарукавная звезда без знаков различия скорее всего указывает на комиссарскую должность. (Из архива автора).
Serviceman railway troops. 1919
On the crown of his cap - train emblem. Arm star without insignia likely points to the position of the commissar. (From the author's archive).



19.VIII.1918 г. был подписан Декрет СНК «Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам». Про ЖДВ, как реально несуществующие, в декрете ничего не говорилось, однако, именно этот документ определил их дальнейшую судьбу.

Первые железнодорожные части имели разную структуру и оснащенность. В связи с этим возникла необходимость выработать единую организацию и утвердить единые штаты ЖДВ. С этой целью в Петрограде в сентябре 1918 г. было собрано совещание представителей Всероглавштаба, ЦУПВОСО, Главного инженерного управления и НКПС. Совещание рекомендовало передать ЖДВ из НКПС в ведение Наркомвоена, создать штаб ЖДВ, сформировать отдельные железнодорожные роты, приняв их за основную организационную единицу, вернуть в военное ведомство переданный ранее НКПС 1-й Торжокский коренной парк (коренной парк — база снабжения ЖДВ специальным имуществом), сформированный еще в марте 1916 г. Материалы совещания были переданы на рассмотрение РВСР, который 27.IX.1918 г. принял постановление № 5712 о создании ЖДВ. 5.Х.1918 г. 6ыл подписан приказ РВСР № 41,[14] в пункте 8 которого говорилось: «Революционный военный совет Республики, на основании Декрета об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам... и Декрета от 29 июля с.г. [15] о передаче в Комиссариат по военным делам имущества, и принимая во внимание настоятельную необходимость немедленно приступить к организации и формированию железнодорожных войск для нужд фронта, постановил:
1). Немедленно сформировать Управление Железнодорожных войск.
2). Названному Управлению приступить к формированию 16 железнодорожных рот.
3). Начальника Управления Железнодорожных войск подчинить на время военных действий начальнику Центрального управления военных сообщений при РВСР».


25.Х.1918 г. секретным приказом РВСР № 150/20 были объявлены штаты Штаба ЖДВ, положения о начальнике ЖДВ Республики и командире ЖДВ фронта (округа), ранее утвержденные постановлением № 5712. В соответствии с положениями начальник ЖДВ Республики непосредственно подчинялся начальнику ЦУПВОСО, а командиры ЖДВ фронтов и округов — начальнику ЖДВ, находясь одновременно в ведении начальника соответствующего УПВОСО. Были введены должности командиров ЖДВ на Восточном, Северном, Западном и Южном фронтах. После занятия территории Украины, западных и южных районов Белоруссии, к Советской России перешли железнодорожные парки русской армии, находившиеся в Гомеле, Киеве, Харькове и Одессе. Это позволило организовать в декабре 1918 г. 2-й коренной парк на станции Узловая [16].

23.III.1919 г. РВСР издал секретный приказ № 543, требовавший приступить к формированию 8 железнодорожных рот второй очереди. К середине августа 1919 г. количество рот было доведено до 29 и сформирован запасной батальон для подготовки специалистов (по приказу РВСР № 518 от 8.III.1919 г.).

К октябрю того же года ЖДВ Республики насчитывали шесть штабов командиров ЖДВ фронтов, 42 отдельные роты, запасной батальон и два коренных парка. Общая численность личного состава войск составляла свыше 14 тысяч человек.

В октябре 1919 г. в соответствии с секретным приказом РВСР № 1781/373 от 24.Х началось переформирование отдельных железнодорожных рот в железнодорожные дивизионы, которые включались в состав отдельных железнодорожных бригад (не менее двух дивизионов в каждой). Этим же приказом предписывалось приступить к формированию 16 штабов отдельных железнодорожных бригад. Бригады подчинялись начальнику ЖДВ и начальникам ВОСО фронтов и армий, в состав которых они входили. Должности командиров ЖДВ были упразднены. В результате реорганизации к январю 1920 г. ЖДВ Республики имели в своем составе 12 штабов бригад, объединявших 48 дивизионов, запасной батальон и два коренных парка. Численность личного состава войск на этот момент составляла около 23,5 тысяч человек. Приказом РВСР № 433 от 28.11.1923 г. 2-й коренной парк был расформирован, а приказом №2064 от 17.IX.1923 г. 3-й коренной парк был перенумерован во 2-й.

31.III.1920 г. приказом РВСР № 505 для подготовки и усовершенствования военно-железнодорожных специалистов были открыты три типа школ ЖДВ: при штабе ЖДВ Республики — школа усовершенствования специалистов ЖДВ, при фронтах — фронтовые, а при каждой отдельной железнодорожной бригаде — бригадные школы для подготовки и усовершенствования военно-железнодорожных специалистов.

К 1923 г. подготовка кадров осуществлялась в 1-й Советской военно-железнодорожной школе комсостава, 2-й Военно-железнодорожной школе комсостава (сформирована в Смоленске 31.III.1920 г. приказом РВСР № 505 под названием Школы подготовки военно-железнодорожных специалистов Западного фронта, в сентябре 1920 г. переведена в Петроград и переименована в Петроградские военно-железнодорожные курсы, 3.VI.1921 г. — во 2-ю Военно-железнодорожную школу комсостава, 28.IV.1922 г. слита с 1-й Советской военно-железнодорожной школой комсостава); школах подготовки железнодорожных техников: 1-й Московской (сформирована 31.III.1920 г. приказом РВСР № 505 в Москве как Школа усовершенствования специалистов ЖДВ при ЦУПВОСО, 5.II.1921 г. она была переименована в 1-ю Московскую школу по подготовке младших железнодорожных техников, 17.VI.1922 г. объединена с 4-й Воронежской школой железнодорожных техников под названием 1-я Воронежская школа железнодорожных техников); 2-й Петроградской (сформирована 31.III. 1920 г. приказом РВСР № 505 в Петрограде как Бригадная школа по подготовке и усовершенствованию военно-железнодорожных специалистов, 4.1.1921 г. переименована во 2-ю Петроградскую школу по подготовке младших военно-железнодорожных техников; расформирована 31.III. 1922 г.). 3-й Саратовской (сформирована 31.111.1920 г. приказом РВСР № 505 в Саратове как Школа военных железнодорожных специалистов Кавказского фронта. В январе-феврале 1921 г. (точных данных не найдено) переименована в 3-ю Саратовскую военно-железнодорожную школу техников, 4.VI.1922 г. перенумерована во 2-ю; расформирована 4.III.1923 г.) и 4-й Воронежской (31.XII.1919 г. приказом Упраформа 8-й армии № 2 в Воронеже были сформированы Военно-саперные курсы, переданные 9.IV.1920 г. в подчинение Трудовой железнодорожной армии Кавказского фронта (с 22.IV.1920 г. - 2-я армия, с 20.VII.1920 г. - 2-я Особая армия) и переименованные во 2-е саперно-железнодорожные курсы; 14.1.1921 г. переданы в ведение ЦУПВОСО и 21.1.1921 г. переформированы в Школу подготовки младших военных железнодорожных техников; 13.IV.1921 г. переименована в 4-ю Воронежскую школу подготовки младших военно-железнодорожных техников, 11.V.1921 г. — в 4-ю Школу подготовки младших военно-железнодорожных техников, 14.V1.1921 г. — в 4-ю Ростовскую школу подготовки военно-железнодорожных техников, 1.VII.1921 г. — в 4-ю Школу подготовки военно-железнодорожных техников, 8.VII.1921 г. — в 4-ю Воронежскую школу подготовки военно-железнодорожных техников, 17.VI.1922 г. объединена с 1-й Московской школой и с 1.VIII. 1922 г. именовалась 1-й Воронежской школой военно-железнодорожных техников. Расформирована 30.1.1923 г.).

15.IV.1920 г. секретным приказом РВСР № 563/96 Штаб ЖДВ Республики был включен в состав ЦУПВОСО с переформированием его в 6-й отдел ЖДВ.

5.V.1921 г. согласно секретному приказу РВСР № 981/171 железнодорожные дивизионы были переформированы в полки, а управления бригад расформированы. Всего было сформировано 19 железнодорожных полков (ждп), которые непосредственно подчинялись начальникам ВОСО военных округов. Кроме того в состав ЖДВ входили две отдельные роты и три коренных парка.

25.III.1923 г. приказом РВСР № 587 все ждп, две отдельные железнодорожные роты и батальон переменного состава расформированной 2-й Саратовской школы железнодорожных техников были переформированы в железнодорожные батальоны (всего 22), а в Московском, Петроградском, Украинском, Западном военных округах, на Туркестанском фронте и в 5-й армии были созданы управления шести железнодорожных бригад.




Начсостав 4-го Коростеньского Краснознаменного железнодорожного батальона. 1923 г. (Из архива автора).
Command personnel 4th Korosten of the Red Banner railway battalion. 1923 (From the author's archive).



В соответствии с приказом РВС СССР № 589 от 25.1V.1924 г. железнодорожные части находились в ведении инженерных инспекций соответствующих военных округов.

8.IX.1924 г. секретным приказом РВС СССР № 1115/176 на базе существовавших батальонов было сформировано 11 ждп (путем слияния двух батальонов в один полк), а управления бригад были расформированы. Полки имели общую нумерацию (от 1 до 11) и являлись кадровыми частями.




Красноармеец 10-го Краснознаменного железнодорожного полка И.Т. Ильин. Тифлис, март 1925 г. Обратите внимание на вышитые петличную эмблему и шифровку. (Из архива автора).
Red Army soldier of the 10th of the Red Banner Railway Regiment I.T. Ilyin. Tbilisi, March 1925. Please note embroidered lapel emblem and encryption. (From the author's archive).



10.IX.1924 г. постановлением СТО СССР № 90 было утверждено строительство железнодорожной линии нормальной колеи Орша - Лепель в Белоруссии. Общее руководство строительством было возложено на НКПС. Для осуществления данной задачи секретным приказом РВС СССР № 1183/188 от 23.IX.1924 г. был сформирован Отдельный корпус войск путей сообщения (ОКВПС), в состав которого были включены девять ждп (кроме 8 и 9-го), один кадровый транспортный батальон, один сводный автомобильный полк (сформирован из 1, 2 и 3-го автомобильных полков), а также части и подразделения обеспечения. ОКВПС подчинялся во всех отношениях начальнику ВОСО РККА, а в инженерно-техническом отношении — инспекции инженерных войск. Строительство линии было закончено в ноябре 1925 г., в связи с чем 1.II.1926 г. ОКВПС был расформирован в соответствии с секретным приказом РВС СССР №74/13 от 6.II.1926 г. В 1927 г. правительство Белорусской ССР наградило всех участников строительства именными нагрудными знаками «Орша - Лепель».

26.11.1925 г. приказом РВС СССР № 215 было определено, что железнодорожные части, не входящие в состав ОКВПС, подчиняются командующему войсками соответствующего военного округа.

В период с 1.X.1925 г. по 20.1.1926 г. в соответствии с приказами РВС СССР № 960 от 21.IX.1925 г. и №4/2 (секретным) от 5.1.1926 г. были сформированы отдельные бригады войск ВОСО, которые подчинялись командующим войсками округов через соответствующего начальника ВОСО.

25.1.1927 г. секретным приказом РВС СССР № 27/6 было начато формирование ОКВПС, предназначенного для строительства железнодорожной линии нормальной колеи Чернигов - Овруч на Украине. ОКВПС непосредственно подчинялся начальнику ВОСО РККА и состоял из управления корпуса и трех отдельных железнодорожных бригад. В состав корпуса вошли все 11 ждп, восемь саперных батальонов (сапб), два полка связи (пс) и автомобильный батальон. Состав бригад: 1 ждбр (1, 2, 6 и 7 ждп, 6 и 9 пс, 14 сапб, автомобильный батальон), 2 ждбр (5 и 11 ждп, 7, 10, 11 и 17 сапб), 3 ждбр (3, 4 и 8 ждп, 2, 6 и 8 сапб).




Отделенный командир 4-го железнодорожного полка Отдельного корпуса войск путей сообщения. Киев, июль 1927 г. Одет в летнюю форму обр. 1924 г. (Из архива К. Цыпленкова)
Section commander 4th Railway Regiment in Separate Corps troops of Railways. Kyiv, July 1927. Wearing a summer uniform sample in 1924 (From the archives K. Tsyplenkov).



После завершения строительства секретным приказом РВС СССР № 559/107 от 22.Х.1927 г. ОКВПС был расформирован, однако, его командование и штаб были сохранены для выполнения работ по плану 1928 г.

В подчинении штаба корпуса остались сводный эксплуатационный, временный авто-грузовой и временный гужевой транспортный батальоны.

31.1.1929 г. приказом РВС СССР № 33 были расформированы отдельные бригады войск ВОСО.




Начальник этапно-транспортной службы штаба Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии И.Г. Кащеев-Семин. Август 1929 - сентябрь 1930 гг. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Обратите внимание, что он носит отмененный к тому времени нарукавный знак на летней рубахе (Из архива А. Шалито).

Head of phase-transport service Staff Transbaikal group Special Far Eastern Army I.G. Kashcheev-Semin. August 1929 - September 1930. The Sino-Soviet conflict on the CER. Please note that it wears canceled by the time the sleeve insignia on the summer shirt (From the archive A. Shalito).



В 1932 г. в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны от 14.1.1932 г. и приказом РВС СССР № 0017 от 20/23.III.1932 г. для строительства и эксплуатации железных дорог по заданию НКПС был сформирован Особый корпус ЖДВ. Корпус подчинялся Наркому по военным и морским делам, а в оперативно-техническом отношении — Наркому путей сообщения. Он состоял из 5 управлений бригад, 14 строительных полков, 9 эксплуатационных полков и 3 батальонов механизации работ.

К 1.IV.1933 г. с целью подготовки командных кадров для частей Особого корпуса 26.VIII.1932 г. секретным приказом РВС СССР № 098 в Москве была сформирована Московская военная школа ЖДВ.

Форма одежды и знаки различия

Униформологический аспект истории ВОСО и ЖДВ характерен тем, что на протяжении всего времени для них попеременно устанавливалось то обмундирование со специальными отличительными знаками и собственной расцветкой, то общее обмундирование технических войск.

В 1918-1919 гг. среди военнослужащих ЖДВ было распространено ношение на левом рукаве знака в виде квадрата из черного бархата с вышитой на нем золотой канителью эмблемой путей сообщения (скрещенные топор и якорь). Такая же металлическая эмблема часто носилась на тулье фуражки над звездой или вместо нее на околыше.




Первый нарукавный знак железнодорожных войск. 1918-19 гг. (Из коллекции автора)
The first sleeve insignia railway troops. 1918-19. (From the author's collection).



16.1.1919 г. приказом РВСР № 116 для обозначения принадлежности к основным родам войск были введены цветные клапаны (петлицы) на воротнике рубахи и шинели. ЖДВ в приказе не упоминались, однако, скорее всего, военные железнодорожники носили по традиции черный приборный цвет инженерных войск.

В соответствии с «Временным положением о транспортах в военное время», утвержденным приказом РВСР № 312 от 30.Х1.1918 г., «лицам невоенного звания, состоящим в вольнонаемных транспортах, по усмотрению начальника ЦУПВОСО, может быть присвоено внешнее отличие, в виде повязки на рукаве». Как должна была выглядеть повязка не известно, т.к. подобного приказа по ЦУПВОСО пока не найдено.

В «Сборнике алфавитно-предметных указателей несекретных приказов РВСР за 1918-1922 гг.» 17 имеется упоминание о приказе № 48-6 «О нарукавных знаках для воен.[ных] ком.[ендантов] окр.[ужных-?] воен.[ных] сообщений», который, предположительно, можно датировать октябрем 1918 г. Однако, в изданном сборнике приказов за этот год он отсутствует. Подлинник приказа не найден также в Российском государственном военном архиве. Скорее всего, образцом для знака служила повязка, установленная приказом по военному ведомству № 107 от 21.11.1904 г. (красного цвета, с вышитой эмблемой в виде колеса с крыльями).

22.VIII.1919 г. приказом РВСР № 1406 для комендантов железнодорожных участков, станций и пристаней и политических комиссаров при них (в соответствии с «Положением о комендантах железнодорожных и водных участков», объявленном приказом РВСР № 387 от 17.XII.1918 г., при управлениях комендантов состояло два комиссара: один — от Всероссийского бюро военных комиссаров, другой — от местного районного железнодорожного комитета) была введена нарукавная повязка, а для всех остальных военнослужащих ВОСО — нарукавный знак. Нарукавная повязка изготавливалась из красного сукна шириной 12 см с нашитым на нее знаком ВОСО в виде ромба из черного бархата с вышитым серебряной канителью изображением железнодорожного колеса с двумя крыльями. Ромб имел суконный кант: для комендантов — зеленого цвета, для комиссаров — темно-желтого цвета. Повязка носилась на левом рукаве при исполнении служебных обязанностей. Нарукавный знак для военнослужащих ВОСО представлял собой такой же ромб, как для комендантов, и нашивался на левом рукаве выше локтя.




Нарукавные знаки службы ВОСО (с желтым кантом — для комиссаров) по приказу РВСР № 1406 от 22.VIII.1919 г.
Sleeve insignia VOSO service (with yellow piping - for commissars) on orders from RVSR № 1406 of 22.VIII.1919.



Прочим должностным лицам (начальникам ВОСО фронтов, армий, районов и заведующим передвижением войск на железных дорогах) ношение повязок не полагалось, и они ни чем не отличались от остальных военнослужащих ВОСО. Поэтому 18.1.1920 г. ЦУПВОСО представило заместителю председателя РВСР Э.М. Склянскому рисунки ранее установленных повязок, но с дополнительными отличиями в виде зеленых полос. Для заведующих передвижением войск на железных дорогах полагалась одна продольная, нашиваемая посередине повязки; для начальников ВОСО армий, входящих в состав фронтов, — две полосы; для начальников ВОСО фронтов, отдельных армий и районов — три. Соответствующим военным комиссарам полагались такие же повязки, но ромб должен был иметь окантовку желтого цвета. На рисунке Склянский поставил резолюцию «Согласен», после чего, 6.II.1920 г. Всероссийский Главный штаб дал указание ЦУПВОСО подготовить проект соответствующего приказа. 18.11.1920 г. проект приказа был направлен в кодификационный отдел Управления делами РВСР, но по неизвестным причинам он так и не был подписан [18].

31.1.1922 г. приказом РВСР №322 в РККА была введена новая форма одежды. Для органов ВОСО были установлены петлицы из черного бархата со светло-зеленой окантовкой, а для ЖДВ — из черного сукна с окантовкой того же цвета. Цвет звезд на зимнем и летнем шлеме, нарукавных и нагрудных клапанах соответствовал цвету петлиц; кант на нарукавном клапане был, как и у других родов войск, красного цвета, а кант по наружному шву шаровар — светло-зеленого цвета (для этапно-транспортных частей — красного цвета). В примечании к «Ведомости приборных сукон, окантовки и шифровки» говорилось, что окантовку петлиц и шаровар до особого указания не производить. Кроме того, была установлена шифровка на петлицах (см. ниже) и две эмблемы: железнодорожное колесо с крыльями — для органов ВОСО, и скрещенные топор и якорь — для ЖДВ. Этапно-транспортным частям эмблемы не полагалось. Цвет металлического прибора был белым. Ношение нарукавного знака образца 1919 г. было присвоено всем управлениям, учреждениям и частям, находящимся в ведении ЦУПВОСО. При исполнении служебных обязанностей комендантами железнодорожных и водных станций, участков и пристаней знак находился на повязке красного цвета.




Drawings emblems VOSO and railway troops on orders RVSR number 322 of 31.01.1922 by the order № 807 of the RVSR of 20.VI.1924.


Шифровка органов ВОСО: ЦУПВОСО - только эмблема; УПВОСО фронта — эмблема и начальные буквы названия фронта; УПВОСО округа — эмблема и начальные буквы названия округа; УПВОСО армии — эмблема, номер армии (римскими цифрами) и литера «А»; управления военных помощников начальников железных дорог, отделов путей сообщений, морских и речных областей и округов; коменданты железнодорожных и водных участков, станций и пристаней; продовольственные пункты и склады; представительства при службах сборов НКПС — только эмблема.

Шифровка железнодорожных войск: Железнодорожные полки — эмблема с номером полка (арабскими цифрами); учебный железнодорожный полк — эмблема и литера «У»; коренные парки — эмблема и литера «П».

Шифровка этапно-транспортных частей: Этапный батальон — номер батальона (арабскими цифрами) и литера «Э»; кадровая этапная рота — то же; кадровый транспортный эшелон — номер эшелона (арабскими цифрами) и литеры «ТЭ»; кадровый военный транспорт — номер транспорта (арабскими цифрами) и литера «Т»; мастерские — литеры «РМ»

17.IX.1922 г. приказом РВСР № 2162 для частей, получивших наименование «Образцовых», вводились специальные нарукавные знаки. Нарукавный знак для Образцовых частей ЖДВ представлял собой ромб установленного образца, нашитый на красное сукно размером на 1,5 см больше знака (с каждой стороны). На верхней части знака полагалось печатать желтой краской слово «Образцовый». Сведений о присвоении частям ЖДВ наименования «образцовых» автором не найдено.

18.1X.1922 г. приказом РВСР № 2167 для комендантов железных дорог, водных участков, станций и пристаней, их заместителей и помощников был установлен головной убор, «построенный из материалов красного цвета». Этими головными уборами являлись зимний и летний шлемы, хотя в приказе это особо не оговаривалось.




Комендант железнодорожной станции. 1923-24 гг. Он носит положенные ему по должности красный шлем и нарукавную повязку.
The commandant of the railway station. 1923-24. He wears required of it by post red helmet and armband.



27.VI.1923 г. приказом РВСР № 1381 была уточнена схема расцветки обмундирования службы ВОСО и ЖДВ: для нарукавных и нагрудных клапанов установлена единая окантовка светло-зеленого цвета, а кант на шароварах отменялся.

Передача ЖДВ из ведения начальника ЦУПВОСО в подчинение инженерным инспекциям военных округов отразилась и на обмундировании военнослужащих. 20.VI.1924 г. приказом РВС СССР № 807 для службы ВОСО и ЖДВ были установлены петлицы, как для технических войск, — черные с синей окантовкой. Этим же приказом было отменено ношение нарукавного знака. Для комендантов железнодорожных и водных участков, станций и пристаней ношение повязки при исполнении служебных обязанностей сохранялось. Прежними остались и петличные эмблемы, однако «колесо с крыльями» по приказу полагалось только комендантам и их помощникам.

Необходимо отметить, что вышеупомянутым приказом была упорядочена система знаков различия для всей Красной Армии: Декрет ЦИК и СНК СССР от 8.VIII.1923 г. диктовал сведение к минимуму количества кадровых частей, заменяя их на более дешевые в содержании территориальные части.

Однако создание в сентябре 1924 г. Отдельного корпуса войск путей сообщения, все части которого были кадровыми, повлекло за собой возвращение отличий самостоятельного рода войск. 4.Х.1924 г. приказом РВС СССР № 1269 для войск путей сообщения (в том числе и железнодорожных частей) и органов ВОСО были вновь установлены петлицы из черного сукна со светло-зеленым кантом, а также восстановлено ношение нарукавного знака образца 1919 г. Ношение петличной эмблемы в виде колеса с крыльями было распространено на весь личный состав ВОСО.




1. Петлица на рубаху военнослужащего Управления ВОСО 2-й армии (1922-24 гг.);
2-3. Варианты эмблем ВОСО (1922-24 гг.);
4. Шинельная петлица начсостава 7-8-го разряда (помощник коменданта железнодорожной станции);
5. Шинельная петлица военнослужащего 5-го железнодорожного полка (с марта 1923 г. — батальона);
6. 8-9. Варианты эмблем железнодорожных войск;
7. Старая русская эмблема для головных уборов чиновников-путейцев

1. Buttonhole on a shirt soldier Department VOSO 2nd Army (1922-24.)
2-3. Variants emblems VOSO (1922-24.)
4. Greatcoat buttonhole commanding staff 7-8th category (assistant commandant of the railway station);
5. Greatcoat buttonhole serviceman 5th Regiment Railway (from March 1923 - Battalion);
6. 8-9. Variants emblems railway troops;
7. Old Russian emblem for headgear officials-railwaymen



В период с 1924 по 1928 гг. младшие командиры и красноармейцы ЖДВ нередко носили нарукавные знаки с эмблемой, штампованной белой краской по трафарету.

9.XII.1924 г. приказом РВС СССР № 1490 вместо головного убора, установленного в 1922 г., для комендантов железнодорожных и водных участков и станций и их помощников была введена фуражка с красной тульей, черным околышем и черным кожаным или фибровым козырьком. В Российской армии подобная фуражка была введена приказом по военному ведомству №439 от 19.IX.1911 г. для чинов, служащих по передвижению войск.




Фуражка для комендантов железнодорожных станций и водных участков и их помощников (1924-28 гг.). Ее покрой заметно отличается от приказного образца, что было характерно для этого периода. (Из коллекции автора).
Cap for the commandants of railway stations and water areas - and their assistants (1924-28 gg.). Her the cut of is markedly different from the writ of the sample, it was typical for this period. (From the author's collection).



25.VI.1926 г. приказом РВС СССР № 332 для постоянного и переменного состава военных отделений при гражданских высших учебных заведениях было установлено обмундирование командного состава общеармейского образца. Для Отделения ВОСО Ленинградского института инженеров путей сообщений вводились петлицы из черного сукна со светло-зеленой окантовкой и эмблемой ЖДВ (топор с якорем), а также нарукавный знак образца 1919 г. Постоянному составу, занимавшему на военном отделении ЛИИПС административные должности, полагалось носить петлицы темно-зеленого сукна с красной окантовкой.

4.II.1928 г. приказом РВС СССР № 31 для комендантов железнодорожных и водных участков была установлена фуражка нового образца: опять же с красной тульей и черным околышем, и с той же расцветки кантами по тулье и верхнему краю околыша. Фуражка имела козырек и подбородный ремешок черного цвета и по два вентиляционных отверстия по бокам тульи.




Помощник коменданта станции. 1928-35 гг. Одет в суконное обмундирование начсостава обр. 1924 г.
Assistant commandant of the station. 1928-35. Dressed in cloth uniforms commanding staff, sample in 1924.






Красноармеец 8-го Краснознаменного железнодорожного полка им. В.В. Воровского. 1928-36 гг.
Red Army soldier 8th of the Red Banner Railway Regiment named V.V. Vorovskii. 1928-36.



13.VII.1928 г. приказом РВС СССР № 225 было объявлено «Положение о прохождении службы средним, старшим и высшим начальствующим составом РККА в мирное время», в соответствии с которым для частей и учреждений ВОСО были вновь установлены петлицы черного цвета с синим кантом. Этим же приказом ношение нарукавного знака вновь было отменено. Однако, судя по фотографиям, его продолжали носить и в течение 1929 г., более того — он встречается и на некоторых фотографиях 1935 г. (!). Лица медицинского, ветеринарного и административного состава, проходившие службу в учреждениях ВОСО (кроме строевых частей), носили присвоенные этим составам темно-зеленые петлицы с красной окантовкой, а в строевых частях ЖДВ — установленные для этого рода войск. Таким образом, как только специальные задачи, поставленные перед войсками путей сообщения были выполнены, форма одежды была приведена в соответствие с формой технических войск. И снова лишь на определенное время...

(продолжение следует)

1. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 2. С. 269-270.

2. Высший военный совет был образован постановлением СНК от 4.III.1918г. Декреты Советской власти. Т.1 .С. 522, 523; Т. 2. С. 569, 570.

3. Всероссийский Главный штаб был образован приказом Народного комиссара по военным делам № 339 от 8.V.1918 г.

4. Революционный Военный Совет Республики был создан на основании постановления ВЦИК от 2.1X.1918 г. Декреты Советской власти. Т. 3. С. 268.

5. Северный, Восточный и Южный фронты и Западный район обороны были созданы в соответствии с секретным приказом РВСР № 3/2 от 11.1Х.1918г.

6. Штаб РККА был создан в соответствии с секретным приказом PBCP № 336/41 oт 10.11.1921 г. путем объединения Всероглавштаба и Полевого штаба.

7. Приказ РВС СССР № 687 от 28.VI.1925 г.

8. Постановление СНК СССР от 22.IX.1935 г., объявлено приказом НКО СССР № 146 от 26.IX.1935 г.

9. Во всех источниках, посвященных истории ЖДВ, этот документ неверно назван декретом СНК. Ошибка закралась еще в газете «Известия» № 135 от 2.VII.1918 г. при публикации текста «Положения о военно-железнодорожных частях и о призыве железнодорожных служащих по мобилизации», утвержденного председателем СНК 29.VI.1918 г.

10. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 20. С. 305.

11. Декреты Советской власти. Т. 2. С. 510-512.

12. Распоряжение Военно-учебного управления № 140 от 17.VII.1918 г. и приказ Народного комиссара по военным делам № 745 от 28.VIII. 1918 г.

13. Декреты Советской власти. Т. 3. С. 224-226.

14. В связи с тем, что данный приказ был подписан Главнокомандующим всеми Вооруженными Силами Республики И.И. Вацетисом, являвшимся одновременно членом РВСР, во всех источниках, посвященных истории ЖДВ, его неверно называют приказом Главкома.

15. Имеется в виду Декрет СНК «О передаче годного для военных надобностей имущества в распоряжение Народного комиссариата по военным делам». Декреты Советской власти. Т. 3. С. 113,114.

16. Приказ РВСР № 399 от 18.XII.1918 г.

17. Сборник алфавитно-предметных указателей несекретных приказов РВСР за 1918-1922 гг. Петроград, 1922. С. 8.

18. РГВАФ. 4. Оп.З.Д. 278. Л. 2-5.


New Products
Marshal of the Empire Louis-Nicolas Davout. France, 1806–15; 54 mm
Marshal of the Empire Louis-Nicolas Davout. France, 1806–15; 54 mm
$ 3.62
Senior lieutenant of the Red Army, 1943-45, USSR; 54 mm
Senior lieutenant of the Red Army, 1943-45, USSR; 54 mm
$ 4.22
Princely warrior with a bird of prey. Russia, 10th century; 75 mm
Princely warrior with a bird of prey. Russia, 10th century; 75 mm
$ 15.07

Statistics

Currently Online: 3 Guests
Total number of messages: 2804
Total number of topics: 306
Total number of registered users: 1055
This page was built together in: 0.0556 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce