Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Форум
Вы не авторизованы!      [ Войти ]  |  [ Регистрация ]
Форум » Second World War / Вторая Мировая война » Тема: Red Army armored vehicles / Бронетехника Красной армии -- Страница 1  Перейти в: 


Отправитель Сообщение
Cuprum
Администратор


Из: Барнаул
Сообщения: 829

 Red Army armored vehicles / Бронетехника Красной армии
Отправлен: 05-03-2013 21:59
 
Журнал "М-Хобби" 3/1997

Автор: М. КОЛОМИЕЦ

БРОНЕТРАКТОРЫ
Armoured tractors


«Всё для фронта, всё для победы!»
Всё — значит всё, даже тракторы. Как вы наверное помните, неудачи с прототипами в тридцатые годы вынудили конструкторов признать, что бронетрактор себя изжил. Однако грянула война и о бронировании гражданских машин вспомнили вновь — ввиду больших потерь в начальный период войны просто не было другого выхода.





Бронетрактор, производившийся в Харькове и вооруженный 45-мм пушкой
Armored tractor, produced in Kharkov and armed 45-mm cannon


Большие потери в танках летом 1941 года вынудили командование Красной Армии принимать срочные меры. 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны №019 "Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов." В соответствии с ним серийное производство бронетракторов должны были развернуть два завода: Харьковский тракторный (ХТЗ) и Сталинградский тракторный (СТЗ). Предполагалось вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать их в качестве самоходных орудий.

Проект бронирования тракторов и всю документацию, необходимую для серийного производства, поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Это KБ уже имело опыт подобных работ. В июле 1941 года оно выполнило проект установки 37-мм зенитной пушки на шасси трактора 1TMB. К новой работе были привлечены инженеры НАТИ Е.Г.Попов, А.В.Сапожников, В.Я.Слонимский, A.M.Черепин. На ХТЗ эту работу вела группа под руководством главного конструктора М.С.Сидельникова. Для контактов с ним бригада НАТИ несколько раз выезжала в Харьков.

В первых числах августа в НАТИ построили четыре различных образца бронетракторов с 45-мм пушками на базе тракторов 1ТMB, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственные) и СТЗ-5 (транспортный). После кратковременных сравнительных испытаний для серийного производства выбрали вариант на базе СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45-мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемет Дегтярева (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на XПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16.

Первоначальным планом предусматривалось изготовить в августе-сентябре 1941 года 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). Последний, в свою очередь, получал бронелисты (прокат) с Мариупольского завода им.Ильича в незначительных количествах, что задерживало выпуск бронетракторов. В результате, к моменту начала эвакуации НКМЗ - 9 октября 1941 года - завод отгрузил в Харьков только 100 комплектов брони для ХТЗ-16. Точной цифры выпушенных бронетракторов ХТЗ-16 автору обнаружить не удалось, но, по разным источникам, число изготовленных машин колеблется в пределе от 50 до 60 штук, хотя возможно что их было несколько больше. Во всяком случае, достоверно известно, что производство ХТЗ-16 началось только в начале сентября, с 18 сентября началась эвакуация завода, а 20 октября немцы взяли Харьков. По отчету ХТЗ были оставлены не вывезенными при эвакуации "находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТЗ-16 - 809 штук, выпуск которых не мог быть произведен заводом из-за недопоставки от кооперированных предприятий ряда деталей и броневой стали." Объемы запланированного производства впечатляют!




Расчет германского противотанкового орудия проводит учения, используя в качестве мишени харьковский бронетрактор. Декабрь, 1941 год.
German anti-tank gun crew conducting exercises, using as a target Kharkov armored tractor. December, 1941.



В наших архивах пока не удалось найти подробные данные о боевом использовании харьковских бронетракторов. Известно только, что построенные ХТЗ-16 использовались в боях в районе Харькова в октябре 1941 года, но были быстро потеряны. Не удалось пока найти никаких фотографий этих любопытных машин. Известны только несколько снимков ХТЗ-16, захваченных немцами.

Производство ХТЗ-16 шло не только в Харькове. 16 сентября 1941 года В.А.Малышев, нарком недавно образованного Наркомата танковой промышленности, подписал приказ №8сс:

"В целях скорейшего выпуска бронированного трактора ХТЗ-16 приказываю:
а. Немедленно отгрузить СТЗ 500 тракторов подготовленных к бронировке.
б. Немедленно отправить на завод №264 чертежи и технические условия на бронедетали.
в. Отгрузить СТЗ 500 комплектов вооружения (пушки, пулеметы, боеприпасы).
г. Обеспечить завод покупными изделиями.
Поставку корпусов для СТЗ начать не позднее 1 октября по следующему графику: первая пятидневка - 10 штук в сутки, вторая пятидневка - 15 штук в сутки, далее 20 и более..."

Однако оба завода - №264 и СТЗ были сильно загружены производством танков и не могли производить бронетрактора в таком большом количестве. Тем не менее, судя по заводским отчетам, некоторое количество ХТЗ-16 в Сталинграде выпустили. Тем более, что в октябре из Харькова на СТЗ эвакуировали кое-какие заготовки по бронетракторам. Однако точной цифры произведенных ХТЗ-16 в заводских документах нет. Можно предположить, что их было выпушено не более 30 машин. Они использовались в боях на харьковском направлении вплоть до весны 1942 года.




«Демобилизованный» харьковский бронетрактор вновь возвращается к мирному труду
"Demobilized" Kharkov armored tractor returns to the peaceful work



В 1941 году бронировка тракторов осуществлялась не только по указанию сверху, но и в инициативном порядке "нa местах". Правда, случаев таких было немного. Самыми популярными из них являются бронетракторы построенные в осажденной Одессе, более известные как "танки НИ".

О танках "НИ" написано достаточно много и у нас, и за рубежом, и вся их история обросла различными легендами. Начнем с того, что ни в одном документе военной поры обозначения "танк НИ" не встречается, а указанные машины именуются как "танк-трактор" или "бронированный трактор". Работы по постройке бронетракторов в Одессе начались в середине августа 1941 года при активном участии военно-морской базы. Первые две машины, построенные на базе транспортных тракторов СТЗ-5, были готовы 20 августа. Их бронировку выполнил завод им.Октябрьской революции. Для ускорения постройки на эти бронетрактора установили башни с разбитых танков Т-26 выпуска 1931 года. Вооружение машин состояло из двух пулеметов.
Бывший секретарь ленинского райкома партии Н.Г.Луценко, курировавший эти работы, вспоминал о первом построенном бронетракторе:
" 20 августа первый готовый танк тросом вытянули из цеха во двор. Здесь уже были рабочие, инженеры, директор завода, военные, моряки. Один из рабочих подошел к боевой машине и мелом написал: "СМЕРТЬ ФАШИЗМУ".
По воспоминаниям Н.Г.Луценко, "с 20 августа по 15 октября изготовили 55 танков, переоборудовав их из тракторов СТЗ-5." Другие источники приводят другую цифру построенных в Одессе бронетракторов - 69. По мнению автора, цифры эти являются завышенными, так как Одесский оборонительный район (OOP) не располагал достаточными материальными ресурсами и не мог позволить использовать почти 70 тракторов, необходимых в артиллерии, для бронирования.




Бронетрактор, созданный в Одессе. 20 августа 1941 года
Armored tractor, created in Odessa. August 20, 1941


Наиболее ясным и достоверным представляется ''Отчет об обороне Одессы", составленный в 1943 году по горячим следам. В нем сказано: " В середине августа на заводах им.Январского восстания и им.Октябрьской революции было организовано оборудование танков и бронеавтомобилей из тракторов и грузовиков. На них устанавливали 45-мм пушку и два пулемета Максима. Танки покрывались броней из судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на броневиках броня доходила до 25 мм. Между броней и внутренней обшивкой прокладывались деревянные брусья. Броневики в бою оказались уязвимы с передней части, так как разбивались скаты колес. Пришлось с задней части сделать надежную защиту и водить броневики в бой задним ходом. Это дало положительный результат. В последующем колеса броневиков оборудовались грузолентой, обеспечившей им большую живучесть. К 14 сентября была изготовлена 31 машина, что позволило сформировать танковый батальон. 14 сентября началось бронирование еще 15 тракторов..."




Башня одесского бронетрактора (взятая с Т-26) крупным планом
Turret of the Odessa armored tractor (borrowed from the T-26) close-up



Этот документ вносит некоторую ясность - в число показываемых бронетракторов входят еще и броневики, изготовленные из грузовиков. А сколько на самом деле было забронировано тракторов в Одессе - пока неизвестно. С полной уверенностью можно сказать лишь то, что все они различались и по вооружению, и по базовому шасси. Фото и кадры кинохроники донесли до нас только изображение двух самых первых бронетракторов. Но, несмотря на свое несовершенство, одесские бронетракторы с успехом воевали. Тем более, что румынские войска, осаждавшие Одессу имели мало противотанковой артиллерии. При эвакуации войск OOP в Крым в октябре 1941 года, бронетрактора были брошены в Одессе и некоторые из них использовались румынами для учебных целей.

Производилась бронировка тракторов и на заводах Ленинграда. Правда, данные о них очень скудны. Так, на 5 августа 1941 года, в составе 2 стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения имелось: два Т-26, пять БА-10, два КВ-2 и пять "средних танков ИЗ". Что это были за машины - неизвестно, но исходя из индекса ИЗ можно предположить, что эти "танки" изготовил Ижорский завод.

Сегодня, по прошествии стольких лет, бронетрактор может вызвать у нас только улыбку - но то были другие времена! Хотя и сегодня в репортажах из "горячих точек" на территории бывшего СССР то и дело мелькнет, давно казалось вымерший, бронетрактор. Кто знает, сказал ли он свое последнее слово в военном деле.




Participated armored tractors in the Karabakh conflict. This armored tractor was manufactured in Armenia.
Photo taken in February 1990.


Новинки нашего магазина
Рыцарь Вальтер фон Метце. Германия, 13 век; 54 мм
Рыцарь Вальтер фон Метце. Германия, 13 век; 54 мм
₽ 315.00
Тевтонский рыцарь, крестоносец.  13 век; 54 мм
Тевтонский рыцарь, крестоносец. 13 век; 54 мм
₽ 394.50
Варяжский воин. Русь, 10 век; 54 мм
Варяжский воин. Русь, 10 век; 54 мм
₽ 334.50

Статистика

Сейчас посетителей на форуме: 5 Гости
Всего сообщений: 2938
Всего тем: 317
Зарегистрировано пользователей: 1389
Страница сгенерирована за: 0.0515 секунд

Copyright © 2019 7910 e-commerce