Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Russian Civil war / Гражданская война в России » Thread: Military Transportation Service and railway troops of the Reds -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 795

 Military Transportation Service and railway troops of the Reds
Sent: 03-01-2014 16:06
 
Журнал "Цейхгауз" № 10 (1/2000)
Автор: Алексей СТЕПАНОВ

Часть статьи, относящаяся к периоду Гражданской войны. Полностью статья расположена здесь: siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?fid=29&tid=356



СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ и ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА РККА.
Military Transportation Service and railway troops of the Red Army.

Служба военных сообщений

В РККА органы военных сообщений (ВОСО) как специальные оперативно-тыловые учреждения представляли военное ведомство на всех видах транспорта и организовывали его использование в интересах вооруженных сил. Их деятельность была определена «Положением о порядке выполнения заданий Народного Комиссариата по Военным Делам, предъявляемым к железным дорогам, водным, шоссейным и грунтовым путям», подписанным 16.V.1918 г. председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Лениным.

При создании в марте 1918 г. Высшего военного совета в его составе было образовано Управление военных сообщений (УПВОСО), для формирования которого был использован аппарат отдела ВОСО бывшего Главного управления Генерального штаба старой армии.

4.IV.1918 г. приказом Народного комиссара по военным делам № 256 по согласованию с Народным Комиссариатом путей сообщения, Всероссийским Исполнительным комитетом железных дорог и Московским областным военно-революционным железнодорожным комитетом, взамен существовавших ранее заведующих передвижением войск и комендантов станций были введены должности представителей военного ведомства с управлениями при них. Они именовались «Военными представителями на такой-то железной дороге (или дорогах)» и подчинялись соответствующим округам путей сообщения, которые обслуживали фронты через начальников ВОСО фронтов.

16.V.1918 г. приказом Наркомвоена № 372 в связи с распределением железнодорожной сети по порайонным комитетам НКПС и изъятия из ведения начальников ВОСО военных округов всех железнодорожных путей и водных сообщений, были упразднены ранее существовавшие должности начальников ВОСО округов и состоящие при них управления, должности заведующих передвижением войск и комендантов железнодорожных и водных участков. Взамен были учреждены должности начальников ВОСО при порайонных комитетах и военных представителей на железных дорогах с соответствующими управлениями при них.

В мае 1918 г. во вновь образованном Всероссийском главном штабе также было создано УПВОСО, которое 30.VII.1918 г. приказом Наркомвоена № 601 было объединено с существовавшим УПВОСО Высшего военного совета в единое управление при Высшем военном совете. После создания в сентябре 1918 г. Революционного Военного Совета Республики и упразднения Высшего военного совета УПВОСО вошло в состав РВСР как Центральное управление (ЦУПВОСО) с непосредственным подчинением начальнику Полевого штаба.

24.IX.1918 г. приказом РВСР № 12 военные представители на станциях железных дорог были переименованы в комендантов станций, а старшие и младшие делопроизводители управлений военных представителей на железных дорогах — в помощников военных представителей и помощников комендантов станций соответственно.

7.Х.1918 г. приказом РВСР № 49 был установлен порядок управления ВОСО. Во главе находилось ЦУПВОСО; обслуживание Южного фронта возлагалось на начальника ВОСО Воронежского округа путей сообщения, Западного района обороны — на начальника Московского округа путей сообщения; для обслуживания Северного и Восточного фронтов вновь формировались УПВОСО в Ярославле и Арзамасе соответственно.

12.Х.1918 г. в соответствии с приказом РВСР № 77 на начальника ЦУПВОСО была возложена задача по надзору за охраной путей сообщения и определению потребностей войск для этой цели. В пределах фронтов данные задачи выполняли начальники управлений ВОСО фронтов, а в пределах каждой железной дороги — военный представитель. По приказу начальника Всеросглавштаба № 39 от 5.XII.1918 г. началось формирование 14 полков и 9 батальонов железнодорожной охраны.




Фотография военнослужащего ВОСО П.А. Малышева.
Его можно датировать концом 1919 - началом 1920 г. Очевидно, она была сделана сразу после выпуска Малышева из 1-х Советских военно-железнодорожных курсов РККА. Он одет в британский солдатский походный мундир, имеет снаряжение, положенное по «Табели вещевого довольствия красных офицеров, окончивших курсы по подготовке комстава», и вооружен кортиком по приказу РВСР № 26 от 4.1.1919 г. (Из архива М. Малиновского).

Photo serviceman VOSO P.A. Malyshev.
This foto can be dated to the end of 1919 - beginning of 1920. Obviously, she was done immediately after the release of Malyshev from 1st Soviet military railway courses of the Red Army. He is dressed in a British soldiers marching uniform, has outfit put on the "Table of clothing allowances Red officers who graduated from training courses for command personnel", and armed with a dirk on orders RVSR number 26 from 04.01.1919.
(From the archives of M. Malinowski).



В соответствии с Положением, объявленным приказом РВСР № 387 от 17.XII.1918 г., на ЦУПВОСО возлагались задачи по использованию для нужд военного ведомства и внешней охране всех видов путей сообщения, по устройству и эксплуатации полевых железных дорог, по подготовке тыла для военных действий, организации и устройству службы железных дорог и автомобильных частей, организации почтовой, телеграфной и телефонной служб. Ему подчинялись управления ВОСО фронтов, а через них — управления военных представителей на линиях железных дорог и водных путях сообщения и управления комендантов железнодорожных станций и водных участков. Этим приказом были объявлены также положения о комендантах железнодорожных и водных участков, об отдельном помощнике военного представителя на железной дороге, о военных представителях на линиях железных дорог и водных путях сообщения, об управлении начальника ВОСО фронта.

ЦУПВОСО подчинялись железнодорожные войска, автомобильные части, этапные войска, транспорты и рабочие части, военные учреждения и части почтовой, телеграфной и телефонной связи (последние — до 10.IX.1919 г.). В соответствии с «Временным положением об этапах и этапных войсках в военное время», утвержденным приказом РВСР № 243 от 13.XI.1918 г., этапные войска предназначались для наблюдения за состоянием военных дорог, их хозяйственного обслуживания, охраны, и непосредственно подчинялись этапно-транспортным отделам УПВОСО фронтов, созданных этим же приказом. Этапные войска состояли из отдельных рот, сводимых, по мере необходимости, в батальоны (от 2 до 6 рот в зависимости от протяжения дороги или ее участка). В соответствии с «Временным положением о транспортах в военное время», утвержденным приказом РВСР № 312 от 30.ХI.1918 г., транспорты предназначались для подвоза всех видов грузов в действующую армию, эвакуации раненых, обеспечения работ по строительству позиций и дорог, заготовки продовольствия и топлива для действующей армии. Транспорты подразделялись на колесные, вьючные (верблюжие) и с механической тягой. Первые два могли быть военные или вольнонаемные. Транспорты непосредственно подчинялись этапно-транспортным отделам УПВОСО фронтов. Им присваивалась отдельная нумерация, командир транспорта имел права командира отдельной части. Рабочие войска в соответствии с Положением о рабочих войсках, утвержденным приказом РВСР № 479 от 26.XII.1918 г., предназначались для работ по погрузке и разгрузке вагонов, расчистки путей во время снежных заносов, помощи ЖДВ при строительстве и эксплуатации железных дорог, строительства и обслуживания грунтовых дорог, поддержания в исправном состоянии водных путей, обслуживания и охраны грузовых поездов и продовольственных, артиллерийских и инженерных складов. Рабочие войска состояли из батальонов, сведенных в бригады. Комплектовались они из состава тылового ополчения и подчинялись соответствующим начальникам УПВОСО фронтов.

18.XII.1918 г. приказом РВСР № 401 был назначен начальник внешней охраны железных дорог при ЦУПВОСО, a 26.XII секретным приказом РВСР № 475/66 создан его штаб, который в соответствии с положением, объявленным приказом РВСР № 373 от 23.11.1919 г., стал называться Штабом начальника охраны и обороны всех железных дорог Республики. Охранные команды на железных дорогах, перешедшие из ведения НКПС, приказом РВСР № 400 от 18.XII.1918 г. были переформированы в полки. Позднее согласно секретным приказам РВСР № 1037/193 от 21.VII и № 1244/237 от 31.VII.1919 г. была проведена реорганизация войск железнодорожной охраны: сформированы 101 батальон и отдельные стрелковые бригады. Постановлением Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 23.1.1920 г. за военным ведомством остались функции по обороне и охране железных дорог в прифронтовой полосе, а в пределах полосы отчуждения охрана железнодорожных сооружений и всего имущества была передана в ведение Штаба войск ВОХР. 1.IX.1920 г. постановлением Совета Труда и Обороны войска обороны железных дорог были полностью переданы в войска внутренней службы (ВНУС).

3.III.1920 г. приказом РВСР № 345 для организации согласованной деятельности по передвижению войск по железным дорогам, входящим полностью или частично в пределы фронтов, по взаимной договоренности НКПС и ЦУПВОСО были учреждена должность военного помощника управляющего железной дорогой. По вопросам работы железной дороги военные помощники подчинялись управляющему, а по вопросам передвижения войск — начальнику ЦУПВОСО. К военному помощнику переходили все права и обязанности местного заведующего передвижением войск с подчинением соответствующего управления.

После окончания гражданской войны полевые органы ВОСО фронтов и армий были упразднены.

С образованием в феврале 1921 г. Штаба РККА6 ЦУПВОСО вошло в его состав. В соответствии с Положением, объявленным приказом РВСР № 2922 от 28.XII.1921 г., на него возлагались задачи по выяснению и удовлетворению потребностей вооруженных сил в средствах сообщения, руководству воинскими перевозками, организации службы всех органов ВОСО. Начальник ЦУПВОСО являлся Главным начальником военных сообщений и подчинялся непосредственно начальнику Штаба РККА.

Подготовка командных кадров осуществлялась на факультете ВОСО Военно-инженерной академии (с 1918 по 1925 год). Кроме того, 20.Х.1918 г. в Москве на основании приказа РВСР № 91 от 12.Х.1918 г. были сформированы Военно-железнодорожные курсы для подготовки к службе по передвижению войск с подчинением ЦУПВОСО. Курсы готовили военнослужащих для занятия должностей помощников военных представителей на железных дорогах, комендантов станций и их помощников. 15.XII.1919 г. были переименованы в 1-е Советские военно-комендантские железнодорожные курсы. 1.1.1921 г. переформированы в 1-ю Советскую высшую школу ВОСО с Военно-комендантской школой при ней, 2.II.1921 г. — в Повторительную командную школу службы ВОСО с Военно-комендантской школой при ней. Расформирована 31.V.1922 г.

Железнодорожные войска

В январе 1918 г. в Киеве прошел Всероссийский съезд железнодорожных войск (ЖДВ), принявший решение об их роспуске. В соответствии с положением Исполнительного комитета съезда от 27.1 все 78 железнодорожных батальонов Русской армии расформировывались, а 130 тысяч человек личного состава войск и все имущество передавались в ведение Народного комиссариата путей сообщения.

Однако в скором времени возникла необходимость в специальных формированиях для выполнения задач по ремонту, восстановлению и заграждению железных дорог в районах боевых действий. В связи с этим 29.VI.1918 г. председатель СНК В.И. Ленин подписал «Положение о военно-железнодорожных частях и о призыве железнодорожных служащих по мобилизации». В соответствии с Положением, формирование железнодорожных частей возлагалось на НКПС. Но с этой несвойственной ему задачей НКПС не справился и ни одной части для армии не сформировал. Сложившееся положение дел заставило приступить к созданию железнодорожных частей непосредственно на фронтах и в армиях по распоряжениям местного командования. Так, в 3-й армии Восточного фронта в августе 1918 г. была сформирована техническая рота (с января 1919 г. — 1-й Уральский коммунистический железнодорожный батальон), а в Петрограде — две отдельные железнодорожные роты. Для подготовки командных кадров в Торжке Тверской губернии в июле 1918 г. были созданы 1-е Советские инструкторские военно-железнодорожные курсы. 17.VII.1919 г. они были переименованы в 1-е Советские военно-железнодорожные курсы комсостава РККА, 26.IX.1920 г. - в 1-ю Советскую военно-железнодорожную школу комсостава РККА; 28.IV.1922 г. слита со 2-й Военно-железнодорожной школой комсостава, находившейся в Петрограде, и наименована 1-й Петроградской военно-железнодорожной командной школой, которая 9.II.1924 г. переименована в Ленинградскую, а 1.II.1926 г. — Ленинградскую школу ВОСО имени М.В. Фрунзе. 16.III.1937 г. переформирована в училище.




Военнослужащий железнодорожных войск. 1919 г.
На тулье фуражки — путейский знак. Нарукавная звезда без знаков различия скорее всего указывает на комиссарскую должность. (Из архива автора).
Serviceman railway troops. 1919
On the crown of his cap - train emblem. Arm star without insignia likely points to the position of the commissar. (From the author's archive).



19.VIII.1918 г. был подписан Декрет СНК «Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам». Про ЖДВ, как реально несуществующие, в декрете ничего не говорилось, однако, именно этот документ определил их дальнейшую судьбу.

Первые железнодорожные части имели разную структуру и оснащенность. В связи с этим возникла необходимость выработать единую организацию и утвердить единые штаты ЖДВ. С этой целью в Петрограде в сентябре 1918 г. было собрано совещание представителей Всероглавштаба, ЦУПВОСО, Главного инженерного управления и НКПС. Совещание рекомендовало передать ЖДВ из НКПС в ведение Наркомвоена, создать штаб ЖДВ, сформировать отдельные железнодорожные роты, приняв их за основную организационную единицу, вернуть в военное ведомство переданный ранее НКПС 1-й Торжокский коренной парк (коренной парк — база снабжения ЖДВ специальным имуществом), сформированный еще в марте 1916 г. Материалы совещания были переданы на рассмотрение РВСР, который 27.IX.1918 г. принял постановление № 5712 о создании ЖДВ. 5.Х.1918 г. 6ыл подписан приказ РВСР № 41,[14] в пункте 8 которого говорилось: «Революционный военный совет Республики, на основании Декрета об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам... и Декрета от 29 июля с.г. о передаче в Комиссариат по военным делам имущества, и принимая во внимание настоятельную необходимость немедленно приступить к организации и формированию железнодорожных войск для нужд фронта, постановил:
1). Немедленно сформировать Управление Железнодорожных войск.
2). Названному Управлению приступить к формированию 16 железнодорожных рот.
3). Начальника Управления Железнодорожных войск подчинить на время военных действий начальнику Центрального управления военных сообщений при РВСР».


25.Х.1918 г. секретным приказом РВСР № 150/20 были объявлены штаты Штаба ЖДВ, положения о начальнике ЖДВ Республики и командире ЖДВ фронта (округа), ранее утвержденные постановлением № 5712. В соответствии с положениями начальник ЖДВ Республики непосредственно подчинялся начальнику ЦУПВОСО, а командиры ЖДВ фронтов и округов — начальнику ЖДВ, находясь одновременно в ведении начальника соответствующего УПВОСО. Были введены должности командиров ЖДВ на Восточном, Северном, Западном и Южном фронтах. После занятия территории Украины, западных и южных районов Белоруссии, к Советской России перешли железнодорожные парки русской армии, находившиеся в Гомеле, Киеве, Харькове и Одессе. Это позволило организовать в декабре 1918 г. 2-й коренной парк на станции Узловая.

23.III.1919 г. РВСР издал секретный приказ № 543, требовавший приступить к формированию 8 железнодорожных рот второй очереди. К середине августа 1919 г. количество рот было доведено до 29 и сформирован запасной батальон для подготовки специалистов (по приказу РВСР № 518 от 8.III.1919 г.).

К октябрю того же года ЖДВ Республики насчитывали шесть штабов командиров ЖДВ фронтов, 42 отдельные роты, запасной батальон и два коренных парка. Общая численность личного состава войск составляла свыше 14 тысяч человек.

В октябре 1919 г. в соответствии с секретным приказом РВСР № 1781/373 от 24.Х началось переформирование отдельных железнодорожных рот в железнодорожные дивизионы, которые включались в состав отдельных железнодорожных бригад (не менее двух дивизионов в каждой). Этим же приказом предписывалось приступить к формированию 16 штабов отдельных железнодорожных бригад. Бригады подчинялись начальнику ЖДВ и начальникам ВОСО фронтов и армий, в состав которых они входили. Должности командиров ЖДВ были упразднены. В результате реорганизации к январю 1920 г. ЖДВ Республики имели в своем составе 12 штабов бригад, объединявших 48 дивизионов, запасной батальон и два коренных парка. Численность личного состава войск на этот момент составляла около 23,5 тысяч человек. Приказом РВСР № 433 от 28.11.1923 г. 2-й коренной парк был расформирован, а приказом №2064 от 17.IX.1923 г. 3-й коренной парк был перенумерован во 2-й.

31.III.1920 г. приказом РВСР № 505 для подготовки и усовершенствования военно-железнодорожных специалистов были открыты три типа школ ЖДВ: при штабе ЖДВ Республики — школа усовершенствования специалистов ЖДВ, при фронтах — фронтовые, а при каждой отдельной железнодорожной бригаде — бригадные школы для подготовки и усовершенствования военно-железнодорожных специалистов.

К 1923 г. подготовка кадров осуществлялась в 1-й Советской военно-железнодорожной школе комсостава, 2-й Военно-железнодорожной школе комсостава (сформирована в Смоленске 31.III.1920 г. приказом РВСР № 505 под названием Школы подготовки военно-железнодорожных специалистов Западного фронта, в сентябре 1920 г. переведена в Петроград и переименована в Петроградские военно-железнодорожные курсы, 3.VI.1921 г. — во 2-ю Военно-железнодорожную школу комсостава, 28.IV.1922 г. слита с 1-й Советской военно-железнодорожной школой комсостава); школах подготовки железнодорожных техников: 1-й Московской (сформирована 31.III.1920 г. приказом РВСР № 505 в Москве как Школа усовершенствования специалистов ЖДВ при ЦУПВОСО, 5.II.1921 г. она была переименована в 1-ю Московскую школу по подготовке младших железнодорожных техников, 17.VI.1922 г. объединена с 4-й Воронежской школой железнодорожных техников под названием 1-я Воронежская школа железнодорожных техников); 2-й Петроградской (сформирована 31.III. 1920 г. приказом РВСР № 505 в Петрограде как Бригадная школа по подготовке и усовершенствованию военно-железнодорожных специалистов, 4.1.1921 г. переименована во 2-ю Петроградскую школу по подготовке младших военно-железнодорожных техников; расформирована 31.III. 1922 г.). 3-й Саратовской (сформирована 31.111.1920 г. приказом РВСР № 505 в Саратове как Школа военных железнодорожных специалистов Кавказского фронта. В январе-феврале 1921 г. (точных данных не найдено) переименована в 3-ю Саратовскую военно-железнодорожную школу техников, 4.VI.1922 г. перенумерована во 2-ю; расформирована 4.III.1923 г.) и 4-й Воронежской (31.XII.1919 г. приказом Упраформа 8-й армии № 2 в Воронеже были сформированы Военно-саперные курсы, переданные 9.IV.1920 г. в подчинение Трудовой железнодорожной армии Кавказского фронта (с 22.IV.1920 г. - 2-я армия, с 20.VII.1920 г. - 2-я Особая армия) и переименованные во 2-е саперно-железнодорожные курсы; 14.1.1921 г. переданы в ведение ЦУПВОСО и 21.1.1921 г. переформированы в Школу подготовки младших военных железнодорожных техников; 13.IV.1921 г. переименована в 4-ю Воронежскую школу подготовки младших военно-железнодорожных техников, 11.V.1921 г. — в 4-ю Школу подготовки младших военно-железнодорожных техников, 14.V1.1921 г. — в 4-ю Ростовскую школу подготовки военно-железнодорожных техников, 1.VII.1921 г. — в 4-ю Школу подготовки военно-железнодорожных техников, 8.VII.1921 г. — в 4-ю Воронежскую школу подготовки военно-железнодорожных техников, 17.VI.1922 г. объединена с 1-й Московской школой и с 1.VIII. 1922 г. именовалась 1-й Воронежской школой военно-железнодорожных техников. Расформирована 30.1.1923 г.).

15.IV.1920 г. секретным приказом РВСР № 563/96 Штаб ЖДВ Республики был включен в состав ЦУПВОСО с переформированием его в 6-й отдел ЖДВ.

5.V.1921 г. согласно секретному приказу РВСР № 981/171 железнодорожные дивизионы были переформированы в полки, а управления бригад расформированы. Всего было сформировано 19 железнодорожных полков (ждп), которые непосредственно подчинялись начальникам ВОСО военных округов. Кроме того в состав ЖДВ входили две отдельные роты и три коренных парка.


Форма одежды и знаки различия

Униформологический аспект истории ВОСО и ЖДВ характерен тем, что на протяжении всего времени для них попеременно устанавливалось то обмундирование со специальными отличительными знаками и собственной расцветкой, то общее обмундирование технических войск.

В 1918-1919 гг. среди военнослужащих ЖДВ было распространено ношение на левом рукаве знака в виде квадрата из черного бархата с вышитой на нем золотой канителью эмблемой путей сообщения (скрещенные топор и якорь). Такая же металлическая эмблема часто носилась на тулье фуражки над звездой или вместо нее на околыше.




Первый нарукавный знак железнодорожных войск. 1918-19 гг. (Из коллекции автора)
The first sleeve insignia railway troops. 1918-19. (From the author's collection).



16.1.1919 г. приказом РВСР № 116 для обозначения принадлежности к основным родам войск были введены цветные клапаны (петлицы) на воротнике рубахи и шинели. ЖДВ в приказе не упоминались, однако, скорее всего, военные железнодорожники носили по традиции черный приборный цвет инженерных войск.

В соответствии с «Временным положением о транспортах в военное время», утвержденным приказом РВСР № 312 от 30.Х1.1918 г., «лицам невоенного звания, состоящим в вольнонаемных транспортах, по усмотрению начальника ЦУПВОСО, может быть присвоено внешнее отличие, в виде повязки на рукаве». Как должна была выглядеть повязка не известно, т.к. подобного приказа по ЦУПВОСО пока не найдено.

В «Сборнике алфавитно-предметных указателей несекретных приказов РВСР за 1918-1922 гг.» имеется упоминание о приказе № 48-6 «О нарукавных знаках для воен.[ных] ком.[ендантов] окр.[ужных-?] воен.[ных] сообщений», который, предположительно, можно датировать октябрем 1918 г. Однако, в изданном сборнике приказов за этот год он отсутствует. Подлинник приказа не найден также в Российском государственном военном архиве. Скорее всего, образцом для знака служила повязка, установленная приказом по военному ведомству № 107 от 21.11.1904 г. (красного цвета, с вышитой эмблемой в виде колеса с крыльями).

22.VIII.1919 г. приказом РВСР № 1406 для комендантов железнодорожных участков, станций и пристаней и политических комиссаров при них (в соответствии с «Положением о комендантах железнодорожных и водных участков», объявленном приказом РВСР № 387 от 17.XII.1918 г., при управлениях комендантов состояло два комиссара: один — от Всероссийского бюро военных комиссаров, другой — от местного районного железнодорожного комитета) была введена нарукавная повязка, а для всех остальных военнослужащих ВОСО — нарукавный знак. Нарукавная повязка изготавливалась из красного сукна шириной 12 см с нашитым на нее знаком ВОСО в виде ромба из черного бархата с вышитым серебряной канителью изображением железнодорожного колеса с двумя крыльями. Ромб имел суконный кант: для комендантов — зеленого цвета, для комиссаров — темно-желтого цвета. Повязка носилась на левом рукаве при исполнении служебных обязанностей. Нарукавный знак для военнослужащих ВОСО представлял собой такой же ромб, как для комендантов, и нашивался на левом рукаве выше локтя.




Нарукавные знаки службы ВОСО (с желтым кантом — для комиссаров) по приказу РВСР № 1406 от 22.VIII.1919 г.
Sleeve insignia VOSO service (with yellow piping - for commissars) on orders from RVSR № 1406 of 22.VIII.1919.



Прочим должностным лицам (начальникам ВОСО фронтов, армий, районов и заведующим передвижением войск на железных дорогах) ношение повязок не полагалось, и они ни чем не отличались от остальных военнослужащих ВОСО. Поэтому 18.1.1920 г. ЦУПВОСО представило заместителю председателя РВСР Э.М. Склянскому рисунки ранее установленных повязок, но с дополнительными отличиями в виде зеленых полос. Для заведующих передвижением войск на железных дорогах полагалась одна продольная, нашиваемая посередине повязки; для начальников ВОСО армий, входящих в состав фронтов, — две полосы; для начальников ВОСО фронтов, отдельных армий и районов — три. Соответствующим военным комиссарам полагались такие же повязки, но ромб должен был иметь окантовку желтого цвета. На рисунке Склянский поставил резолюцию «Согласен», после чего, 6.II.1920 г. Всероссийский Главный штаб дал указание ЦУПВОСО подготовить проект соответствующего приказа. 18.11.1920 г. проект приказа был направлен в кодификационный отдел Управления делами РВСР, но по неизвестным причинам он так и не был подписан.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1505

 Military Transportation Service and railway troops of the Reds
Sent: 24-01-2014 23:59
 


Максим Зверев - комендант Томского железнодорожного узла в 1920 г.

From: siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000257-000-0-1-1390528401

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1505

 Military Transportation Service and railway troops of the Reds
Sent: 23-10-2015 20:17
 
Бойцы ВОСО с шевронами.









New Products
Lieutenant of the Red Army infantry. 1941, USSR; 54 mm
Lieutenant of the Red Army infantry. 1941, USSR; 54 mm
$ 4.35
Petty Officer 1st Class with the Navy flag, 1941-43. USSR; 54 mm
Petty Officer 1st Class with the Navy flag, 1941-43. USSR; 54 mm
$ 4.35
Soldier in greatcoat, 1914-1922; 28 mm
Soldier in greatcoat, 1914-1922; 28 mm
$ 2.80

Statistics

Currently Online: 3 Guests
Total number of messages: 2809
Total number of topics: 306
Total number of registered users: 1098
This page was built together in: 0.0425 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce