Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Russian Civil war / Гражданская война в России » Thread: Flotilla of the Arctic Ocean. 1918 - 1920 -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 795

 Flotilla of the Arctic Ocean. 1918 - 1920
Sent: 19-11-2013 19:24
 
Журнал "Цейхгауз" №9 (1/1999)
Автор: Александр ДЕРЯБИН
Компьютерная графика: В. Передерий



ФЛОТИЛИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА. 1918 - 1920.
Flotilla of the Arctic Ocean. 1918 - 1920



В период I Мировой войны север России играл важнейшую роль в снабжении армии закупленным у союзников вооружением. Для защиты морских коммуникаций с Мурманском и Архангельском 6.VII.1916 г. была сформирована Флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО) в составе крейсера «Аскольд» и нескольких миноносцев, переведенных с Дальнего Востока, переоборудованных торговых судов и бывших русских кораблей, поднятых японцами после войны 1904-05 гг. и приобретенных Россией: линейного корабля «Чесма» (бывшего «Полтава») и крейсера «Варяг».

После 11.IX.1917 г. в подчинении командующего ФСЛО находились: Мурманский укрепленный район и Мурманский отряд судов, Дивизия траления, Служба связи Белого моря, Архангельский военный порт и Иокангская база. Корабельный состав включал: линейный корабль «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», 2 ледокола, 6 миноносцев, подводную лодку «Св. Георгий», минный заградитель «Уссури», 44 тральщика, 17 посыльных судов, 5 сторожевых катеров, 7 гидрографических судов, 2 транспорта, госпитальное и 10 портовых судов. Фактически кораблей было меньше: некоторые ремонтировались в Англии, а 6 посыльных судов, купленных в США и Канаде, вообще не пришли в Россию [1].

Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. появилась идея создания антибольшевистского фронта на севере России. В числе прочих военнослужащих на север стали прибывать группами и поодиночке гардемарины Морского училища и Отдельных гардемаринских классов — всего более сорока человек [2].

После изгнания большевиков из Архангельска 1-2.VIII.1918 г. власть перешла к Верховному управлению Северной областью (ВУСО) во главе с народным социалистом Н.В. Чайковским. 28.IX.1918 г. на основе ВУСО было создано Временное правительство Северной области (ВПСО), признавшее 30.IV. 1919 г. верховную власть А.В. Колчака. 10.IX. 1919 г. Колчак упразднил ВПСО и провозгласил главнокомандующего войсками Северной области генерал-лейтенанта Е.К. Миллера главным начальником края. 7.II.1920 г. ВПСО было восстановлено, продержавшись меньше месяца до прихода большевиков.

При всех переменах Флотилия оставалась объектом пристального внимания военного руководства области и иностранных союзников. С падением советской власти в августе 1918 г. командующий ФСЛО контр-адмирал Н.Э. Викорст перешел на сторону белых. Корабельный состав удалось захватить, но часть моряков ушла вверх по Северной Двине к Котласу, где составила ядро красной Северо-Двинской флотилии. Новым командующим ФСЛО 3.VIII.1918 г. был назначен контр-адмирал Л.Л. Иванов, однако уже 22.IX Флотилию вновь возглавил Викорст. Впрочем, 16.VII.1919 г. Иванов вернулся на свою должность, которую и исполнял до падения Северной области.

ФСЛО не принимала активного участия в боевых действиях, совершая в основном межбазовые переходы в Баренцевом и Белом морях. Кроме того, из состава Флотилии выделялись отдельные группы для выполнения фронтовых задач. Так, в конце 1918 г. из молодых офицеров и гардемаринов был образован Дивизион истребителей для действий в Белом море. Зимой 1918 г. на Пинежский фронт отправилась Морская десантная рота под командованием лейтенанта П. Вейсенгофа [3]. На Двинском фронте действовали несколько морских бронепоездов (в том числе «Адмирал Колчак», командир — капитан 1-го ранга Н.А. Олюнин) под общим командованием капитана 1-го ранга Ю.Ю. Рыбалтовского. На Мурманском фронте сражался бронепоезд «Адмирал Непенин» под командованием капитана 2-го ранга А.М. Лемана [4].

Необходимо подчеркнуть, что за время существования Белого фронта на севере России рядовой матросский состав судов почти постоянно находился в стадии большевистского брожения и весьма неохотно исполнял свои служебные обязанности. Это же касалось нескольких рот морских стрелков, сформированных в конце 1919 - начале 1920 гг. Две роты в конце января 1920 г. были направлены в Железнодорожный район, где они открыли фронт красным.

После крушения белого Северного фронта в январе-феврале 1920 г. большинство моряков были захвачены и расстреляны большевиками. Немногим же уцелевшим удалось прорваться в Финляндию и Норвегию, откуда часть их позднее прибыли на юг России, в состав войск и флота генерала П.Н. Врангеля. 22.III.1920 г. ФСЛО была официально расформирована, а пригодные суда поступили в красные Морские силы Северного моря.

Военно-морское командование Северной области с самого начала уделяло большое внимание форме одежды. Уже в типовом тексте о поступлении в Российский флот от 16.VIII. 1918 г. подчеркивалось требование: «...г) Носить установленную форму одежды. Вне служб и на берегу, вне военных казарм имеют право на ношение штатского платья, кроме местностей, объявленных на военном положении» [5].

30.XII.1918 г. Временное правительство Северной области приняло постановление за № 260 «Об установлении формы для чинов морского ведомства». Согласно нему, «впредь до установления на всех русских флотах общей формы одежды принять для офицерских, медицинских, классных и воинских чинов морского ведомства, состоящих на действительной военной службе в Северной области, форму, объявленную в приказах по флоту и Морскому ведомству от 16, 21 и 23 апреля 1917 года за №№125, 142, 150, 151» [6].

Однако в следствии отсутствия обмундирования и изношенности имевшегося в наличии, офицерам, медицинским, классным и воинским чинам разрешалось: «1. Донашивать фуражку старого образца с положенной ей старой кокардой и синий китель с пуговицами (с якорями и орлами); 2. Носить пыжиковую шапку, но без длинных концов и обязательно с одной из форменных кокард и 3. Заменять золотой галун желтой тесьмой, а серебряный — белой». Для соответствия с формой одежды союзников — стран Антатнты и отличия от моряков торгового флота, имевших похожие нарукавные знаки различия, офицеры, медицинские и классные чины должны были носить на пальто и полушубках вместо нарукавных отличий черные суконные погоны с нашитыми на них — в соответствии с чином — галунными и тесьмянными нарукавными знаками различия с выпушками, но капитаны 2-го ранга, подполковники и надворные советники должны иметь три широкие нашивки вместо двух, а капитаны 1-го ранга, полковники и коллежские советники — 4 широких вместо трех.

Для рядового состава устанавливалось ношение кокард старого образца и погон из черного сукна с трафаретными литерами темно-желтой краской «Ф.Л.О.» («Флотилия Ледовитого океана») на шинелях, бушлатах и полушубках, с нашивками по званиям: у боцмана 1 широкой золотой; боцманмата — 3 узкими из желтой тесьмы; квартирмейстера — 2 желтой тесьмы; старшины — 3 белой тесьмы; старшего и содержателя — 2 белой тесьмы. На фланелевой, форменной и «рабочего платья» рубахах унтер-офицерам надлежало носить нашивки «по старому положению...» Красный якорь на левом рукаве отменялся.

Гардемарины должны были иметь черные погоны с якорями (металлическими золотыми или трафаретными темно-желтой краской) и нашивками из желтой тесьмы: для старших гардемаринов (1-й роты) — 3, для остальных — 2, причем на всех видах рубах носились те же погоны, но узкие.

Приказом генерал-губернатора Северной области генерала Е.К. Миллера за №76 от 2.V.1919 г. «для установления одинаковой формы одежды чинов Флотилии Северного Ледовитого океана с формой одежды чинов Морского ведомства в Сибири и Южной России, действующих совместно против большевиков» [7], вводилась униформа, существовавшая до 16.IV.1917 г.: т.е. отменялись знаки различия в виде нашивок, вводились погоны, прежние кокарды, предметы обмундирования. Вместе с тем, «в виду невозможности достать в Северной области необходимых знаков отличия в достаточном количестве», разрешалось носить кокарды защитного цвета и черные суконные погоны с просветами: золотыми галунными — для всех офицерских чинов; красными — для офицеров по Адмиралтейству; голубыми — для медицинских чинов; белыми —для военно-морских чиновников.



EYESTRAPS OFFICERS - FLOTILLA THE ARCTIC OCEAN
1. Major General of the Admiralty
2. The colonel, a mechanical engineer
3. Captain 2nd Rank
4. Provincial Secretary, a naval doctor
5. Second Lieutenant Corps hydrograph
6. Michman, Officer of wartime
7. Collegiate registrar, a naval clerk


На адмиральских и генеральских погонах просвет полагался зигзагообразный. Выпушки на погонах были красными у инженер-механиков, синими — у офицеров корпуса гидрографов, белыми — у кадровых офицеров флота. «Офицеры военного времени по морской части» (белые выпушки) и «по механической части» (красные) имели на погонах под нижними звездочками белую поперечную нашивку из тесьмы в ширину просвета.

В целом этим приказам чины белого флота на севере России подчинились, чему имеется подтверждение в воспоминаниях генерала В.В. Марушевского (июль 1919 г.): «На нашем миноносце поддерживались все обычаи и порядки прежнего флота. И форма одежды,- и прежний устав, и порядок службы — все было как в добрые старые времена... » [8]


Литература:
1. Военные моряки в борьбе за власть Советов на Севере (1917-1920 гг.). Сб. док. Л., 1982. С. 351.
2. Александровский Г.Б. Русские моряки на севере и северо-западе России. // Колыбель флота. Париж, 1951. С. 251.
3. Кадесников Н.З. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях и реках России в 1917-1922 гг. Нью-Йорк, 1965. С. 47-48.
4. Там же. С. 52-53.
5. Вестник Верховного Управления Северной области. 1918. №6. 16 августа. С. 2.
6. Собрание узаконений и распоряжений Временного правительства Северной области. Архангельск, 1919. №1. С. 27-28.
7. РГВА. Ф. 40213. Оп. 1.Д. 603. Ч. 1. Л. 215-215об.
8. Марушевский В.В. Год на Севере (август 1918 — август 1919 г.)// Белый Север. 1918-1920 гг. : Мемуары и документы. Вып. 1. Архангельск, 1993. С. 321.


New Products
Lieutenant of the Red Army infantry. 1941, USSR; 54 mm
Lieutenant of the Red Army infantry. 1941, USSR; 54 mm
$ 4.35
Petty Officer 1st Class with the Navy flag, 1941-43. USSR; 54 mm
Petty Officer 1st Class with the Navy flag, 1941-43. USSR; 54 mm
$ 4.35
Soldier in greatcoat, 1914-1922; 28 mm
Soldier in greatcoat, 1914-1922; 28 mm
$ 2.80

Statistics

Currently Online: 1 Guest
Total number of messages: 2809
Total number of topics: 306
Total number of registered users: 1098
This page was built together in: 0.0347 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce