Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Russian Civil war / Гражданская война в России » Thread: Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921 -- Page 2  Jump To: 


Sender Message
First   Prev  1 - 10  11 - 20  21 - 21  Next   Last
Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1562

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 30-06-2012 03:56
 
Морские флаги.

Российской республики 1917 года:
tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4118

РСФСР-СССР 1917-1925 гг.:
vedsimvol.mybb.ru/viewtopic.php?id=4

Информации очень много, перенести сюда нереально, да и не нужно.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 829

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 10-08-2012 12:22
 


Вооруженный пароход «Труд» Волжской военной флотилии красных в Казанском порту. Август-сентябрь 1918.
An armed steamship "Trud" Red Volga Flotilla in Kazan port. August-September 1918.



На палубе корабля Волжской военной флотилии.
On the deck of a ship of the Volga Military Flotilla.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 829

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 20-10-2012 15:49
 
"Как известно, матросы принимали деятельное участие в революционных событиях, особенно в период с июльских дней вплоть до Октябрьской революции, и являлись одними из основных ее участников. Внешний вид матросов в этот период значительно отличался от одетых по уставу матросов царского флота, причем даже не обмундированием, а манерой его носить. Уже говорилось, что 4 мая 1917 года Временное правительство частично изменило формы флота. Но, во-первых, эта "пуговично-пряжечная реформа" охватила, видимо, по организационным причинам не весь состав флота, и, во-вторых, революционные матросы сами внесли коррективы в свой костюм.
Бескозырки стали носить или без кокард, или обтянув их красным кумачом, а иногда на тулье был просто укреплен красный бант или кусок красной ленты. Иногда матросы вообще снимали с бескозырок ленты с наименованием корабля. Это делали тогда, когда название уж очень было несозвучно революционным дням. Стали носить фуражки с козырьком, что раньше полагалось только унтер-офицерам.
Пуговицы на бушлатах либо обтягивались материалом (в том числе и кумачом), либо заменялись гражданскими пуговицами. На шинелях, где пуговицы играли декоративную роль, их просто спарывали, причем сзади на хлястике пуговицы оставлялись.
Хотя по уставу матросы на суше должны были носить брюки заправленными в сапоги, это не всегда выполнялось, и матросы ходили в сапогах, надетых под брюки, или в ботинках. Брюки стали носить с широким клешем. Иногда для удобства при ходьбе пришпиливался клеш велосипедными зажимами для брюк. В шинелях ходили редко, больше в бушлатах, привычной корабельной форме. Бушлат носили расстегнутым, что по уставу не полагалось. Поясные ремни носили с орлом, перевернутым вниз головой (если пряжка осталась старого образца), а то и с затяжным ремнем.
Вместо неудобных, надетых через плечо ремней с патронташами (подсумками) стали носить надетые крест-накрест пулеметные ленты, гораздо более вместительные по числу патронов, а подсумки надевали по-солдатски, то есть на пояс.
Революционные матросы часто носили на поясе морские кобуры на пасиках, которые "по форме" были присвоены только офицерам, а если кобуры не было, то револьвер засовывался просто за пояс.
Маузеры (большие пистолеты с длинным стволом, заключенные в деревянную кобуру, которая могла служить и прикладом, если пистолет прикреплялся к ней) в период революции были распространены меньше, чем об этом можно судить по многочисленным картинам и фильмам о революции. Маузеры на флоте были на вооружении только у подводников и команд торпедных катеров.
Почти у каждого матроса на поясе висели ручные гранаты. Они были обычно двух типов: первый - цилиндрическая граната с длинной ручкой из того же металла; второй - так называемые "лимонки", действительно напоминающие своей формой лимоны с чешуеобразной поверхностью. Гранаты первого типа либо затыкались за ремень, либо висели на поясе, прикрепленные за ручку. "Лимонки" крепились к поясу специальными кольцами.
Суконные форменки матросы часто носили, не выпуская наверх голубой воротник голландки.
Винтовки матросы предпочитали свои, флотские, обычно с непримкнутыми штыками.
Все эти отступления от уставной формы были индивидуальны, каждый матрос в чем-то отличался от другого - элементами костюма, ассортиментом оружия, манерой их ношения."

Источник:
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1562

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 16-12-2012 03:05
 
ПРИКАЗ
КОМАНДУЮЩАГО КРАСНЫМ ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ


Рейд Севастопольский Мая 29 дня 1919 года
№ 110.
Посетив сего дня территорию Морского Корпуса, дачу «Голландия» и дачу на хуторе № 42, я убедился в полной бесполезности для дела установленной там охраны зря расходующей народные деньги. Так, на хуторе № 42, я сам, лично обнаружил с поличным одного из стражников с красной повязкой на рукаве с винтовкой в руках, расхищающего, с пришедшей к нему на пост на помощь семьей, овощи народного огорода. Воровство часовым на посту охраняемого им народного имущества всем законом карается самым беспощадным образом. Не помещая здесь имени этого стражника, я приказываю ему самому немедленно же покинуть ряды охраны. Коменданту рейдов и порта приказываю теперь же снять портовую охрану с дачи «Голландия» и хутора № 42 за её бесполезностью, передав охрану самим служащим, в Морском Корпусе пересмотреть весь личный состав охраны, уволить негодных, заменив их достойными. С замеченными в воровстве на посту в следующий раз будет поступлено иначе. –
За Комфлота Тягин и Политком Н. Скачков

From: kortic.borda.ru/?1-17-0-00000011-000-10001-0-1328530859

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1562

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 24-12-2012 00:01
 


Какой-то матросский отряд.



Моряки Волжско-Каспийской флотилии. У матроса слева на бескозырке скрещенные якоря. У двоих остальных - технические значки.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1562

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 26-02-2013 02:06
 
Первая форма Красного флота

(неосуществленный проект 1919 года)

K.Б.Назаренко




Группа офицеров на мостике корабля. Фотография наглядно иллюстрирует разнобой в элементах формы одежды в 1917 году

Военная форма — необходимый атрибут регулярной армии и флота. Изменения политического режима в любой стране всегда находят свое отражение в переменах военной формы. Эта особенность в полной мере проявилась во время революции 1917 года и Гражданской войны в России.
В апреле 1917 года, «по примеру всех свободных стран», в российском военно-морском флоте были отменены «все виды наплечных погон», а цвет кокарды изменен на красный. Вводились офицерские нарукавные знаки различия из галуна. Для отличия военных моряков от торговых появился якорь красного цвета, вышивавшийся на левом рукаве. Существенные изменения претерпела фуражка. Она приобрела «американский» (как тогда говорили) покрой — с большим прямоугольным козырьком, мягкой тульей без выпушек и черной шелковой лентой вокруг околыша. Подбородный ремешок заменялся на золотой шнурок, а кокарда — на «краб» — эмблему в виде кружка с якорем, окруженную пышным венком из вышитых листьев и увенчанную золотой пятиконечной звездой. Появился новый предмет форменной одежды — двуборт/138/ная черная тужурка пиджачного покроя [1. С. 142-147; 2. с. 64-67). Таким изменением морской формы Временное правительство стремилось утвердить свое существование.



Образцы нарукавных нашивок, введенных приказом Морского министра № 125 от 16 апреля 191? года. Выполнено А А. Тронем (Цитадель. — 1993. — № 1).
а — прапорщик, коллежский регистратор; б — подпоручик, губернский секретарь;
в — мичман! поручик, коллежский секретарь, г — лейтенант, штабс-капитан, титулярный советник; д —старший лейтенант, капитан, коллежский асессор; е — капитан 2 ранга, подполковник, надворный советник; ж — капитан 1 ранга, полковник, коллежский советник; з — статский советник; и — контр-адмирал; генерал-майор, действительный статский советник; к — вице-адмирал, генерал-лейтенант, тайный советник; л — адмирал, генерал, действительный тайный советник


Вскоре после Октябрьской революции последовал декрет Советского правительства об упразднении военной формы и знаков различия старой армии и флота. Так как в те дни декреты далеко не всегда исполнялись строго и быстро, затруднительно точно определить время, когда на флоте действительно перестали носить знаки различия, введенные Временным правительством.
29 января (ст. ст.) 1918 года вышел декрет об образовании Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ). Он вводил единое звание «красный военный моряк», но не устанавливал ни форменной одежды, ни знаков различия. Естественно, что в годы Гражданской войны в РККФ продолжали донашивать старое обмундирование и начинали носить как гражданскую одежду, так и обмундирование произвольного образца. Особенно пестро выглядели бывшие офицеры, так как больших запасов офицерского обмундирования не имелось — до революции оно, в основном, шилось по индивидуальному заказу. Кроме того, у командного состава всегда было больше возможностей отступить от установленных правил ношения военной формы. Например, Ф.Ф. Раскольников, командуя Волжской флотилией и Каспийским флотом в 1918-1920 годах, судя по фотографиям, носил офицерскую тужурку, введенную в апреле 1917 года, с произвольными светлыми или клетчатыми галстуками [3. с. 231-233].
Вот как описывал И.С. Исаков командный состав Каспийского флота, собравшийся на совещание в марте 1920 года: «Забавно. Никогда не видел такую разношерстность командного состава, как сегодня в штабе. На Балтике больше процент бывших офицеров, у которых в чемоданах питерских квартир сохранились кителя и тужурки прежних времен. Здесь же, после Волги, все поизносились. Больше командиров, выдвинутых революцией. Поэтому общее впечатление — что твой маскарад. Бывший офицер Генмора Б.И.С., несмотря на потертые локти и нечищеные полуботинки, ухитрился сохранить крахмальный воротничок с лиселями, привлекая всеобщее внимание и вызывая недоумение. Затем — вывернутые и залатанные кителя, тужурки, бушлаты, кожанки, летные куртки и унты... и даже один лихой матрос с георгиевской ленточкой, в огромных галифе с кожаным задом, со шпорами и обязательным маузером. Все это бросается в глаза потому, что команда, в общем, одета однообразно и по форме. Род оружия по некоторым деталям костюма разобрать еще можно. Флажков — по молодости и выражению лица. Но вот, что касается чина или звания, то так как знаков никаких нет, надо догадываться: по бороде, усам, седине, осанке и другим косвенным признакам. Мне особенно трудно. Я лично знаю буквально пять — шесть человек. Конечно, офицерский маскарад, очевидно, временный, и утешает то, что комфлот мало отличается по виду от своих флагманов и командиров. Разве что почище других» [4. С. 21 — 22]. Несколько недель спустя И.С. Исаков записал: «Правда, у меня есть матросский бушлат, но в нем по майскому Баку ходить уже невозможно. Белых кителей не имеется и в помине. Фуражка, хотя на ней нет белых кантов, все же остаток былой роскоши, некогда украшенный золотым "крабом" ...» [5. с, 193].
Отсутствие знаков различия в Красной армии и флоте причиняло существенные неудобства, однако неприятие каких-либо форменных отличии было столь сильно, что вплоть до окончания Гражданской войны провести их в жизнь не удалось.
Создание советской военной формы началось с кокарды. В военном ведомстве значок-кокарда на головные уборы был установлен в июле 1918 года, в виде красной звезды с плугом и молотом [5. С. 2]. Естественно, что на флот дейст/139/вие приказа по Военному ведомству не распространялось. 29 ноября 1918 года был издан приказ РВСР № 310, в котором говорилось об обязательном ношении военнослужащими при исполнении служебных обязанностей красной звезды на головном уборе, либо на левой стороне груди, либо в петлице гражданского костюма [6. с. 1]. Тогда же был введен нагрудный знак командира РККФ — «звезда красного командира», наложенная на якорь и овал из якорной цепи [7. с 23].
Еще раньше, 25 апреля 1918 года в Наркомате по военным делам была учреждена временная комиссия по выработке форм обмундирования, так что вопрос о введении новой формы стоял уже весной — летом 1918 года. Однако только 18 декабря 1918 года РВСР утвердил тип нового головного убора в РККА, знаки различия по должностям и отличительные знаки основных родов войск. Эти нововведения были объявлены приказом РВСР N° 116 от 16 января 1919 года [5. с. 9].
Насколько можно судить, в морском ведомстве первыми проект новых знаков различия создали морские летчики. 6 ноября 1918 года в Коллегию Народного комиссариата по морским делам (НКМД) был направлен доклад по Управлению морской авиации (УМА), в котором сообщалось, что гражданским инженером В. Поповым была разработана эмблема для самолетов морской авиации. Эмблема представляла собой красную звезду на белом фоне, вокруг которой помещались три кольца — красное, белое, красное. Кроме того, в УМА был создан проект нарукавного и нагрудного знаков для «морских авиаработников» [8. С. 8, 13]. Нагрудный знак изготовлялся из вороненой стали и представлял собой крылатый адмиралтейский якорь, наложенный на красную пятиконечную звезду. Звезда и якорь были окружены кольцом, нижняя половина которого /140/ (до уровня крыльев) представляла собой якорную цепь, а верхняя — девизную ленту. Вполне возможно, что якорь, звезда, цепь и лента были аналогичны тем, которые изображались на «звезде красного командира» флотского образца, а идея крылатого якоря, окруженного цепью, явно была позаимствована из знака «Морской летчик», утвержденного 29 января (ст. ст.) 1915 года [9. с. 45]. Нарукавный знак представлял собой вышитое золотом изображение крылатого якоря на фоне красной звезды в круглом золотом ободке. Другими словами, этот знак по своей композиции напоминал матросский «штат» по специальности. Эти проекты были одобрены командующим Морскими силами Республики В. М. Альтфатером, и он представил их на утверждение ВЦИК, однако никаких документов о дальнейшей судьбе проекта знаков морских летчиков нами не было найдено.
Не исключено, что вышеупомянутый В. Попов — это В.М. Попов, работавший в то время в Главном военно-хозяйственном управлении сухопутного ведомства и принимавший участие в разработке нарукавных знаков различия по родам войск РККА в январе 1920 года [10. с. 36].
В ноябре 1918 года вопрос о внешнем виде явно приобрел популярность на флоте. 15 ноября в Совет комиссаров Балтийского флота поступило письмо военного моряка Петра Ламанова, который предлагал ввести новую военно-морскую форму. Судя по тексту письма, автор был из матросов и считал необходимым ввести единую форму на основе матросской для всех категорий военморов. «В заключение теперь еще хочу сказать, товарищи, — писал Лама-нов, — по поводу того, что возможно комсостав будет недоволен этими нововведениями формы одежды, ссылаясь на то, что как это вдруг лицо почтенного возраста да еще плюс к тому сидящее на каком-либо "неперелетно высоком посту" и будет вдруг облечено в скромно-красивую форму матроса, что это как-то и неприлично даже. Вот что я скажу на это — если вы таковые доводы возражаете и уважаете, то это есть ничто (так в тексте. — Авт.) иное как отрыжка прошлого и если ее придерживаться, то тогда надо командному составу дать треугольную шляпу с перьями, золотые эполеты и как рукава, так и зад расшить золотой мишурой». Впрочем, Ламанов не сомневался, ՝что «придется сделать кое-какое отличие» комсоставу и инженер-механикам [6. с. 4 об. — 5]. С другой стороны, сама жизнь приводила командный состав к необходимости носить матросскую форму. И.С. Исаков в мае 1920 года понял, что «относительно моего внешнего вида вопрос ясен. Нельзя ходить оборванцем. Вернул сукно, и, подогнав комплект и фуражку с ленточкой «Деятельный», начал ходить в форме рядового военмора» [4. с. 193].
П. Ламанов предлагал нашить на фланелевку нагрудные карманы с фигурными клапанами; сделать на ней отложной или стояче-отложной воротник, разрез снабдить тремя пуговицами, чтобы фланелевку можно было застегнуть до горла; пропустить под выпущенным синим воротником-гюйсом вокруг шеи шнур, чтобы можно было регулировать ширину раскрытого ворота, подтягивая его. Надо полагать, идея подобного шнура была позаимствована в форме английских матросов. Пальто П. Ламанов предлагал ввести для всех категорий моряков взамен шинели к офицерского пальто, причем снабдить его боковыми карманами, как у офицерского пальто; рукава сделать с разрезными обшлагами и хлястиками, чтобы рукав можно было легко засучить, а при опущенном рукаве — стянуть его хлястиком. На бушлате предполагалась такая же конструкция рукавов, как на пальто. Брюки Ламанов предлагал шить «с английским клешем (он совершенно не похож на клеш наших франтов)», то есть имелись ввиду слегка расклешенные брюки, в отличие от вошедшего в 1918 году в моду гипертрофированно широкого кроя. Автор письма объяснял, что небольшой клеш имеет практическое значение, так как позволяет легко засучить брюки. «Фуражку хорошо было бы оставить с ленточкой, только мягкую, синего цвета с одним зимним и тре/141/мя белыми летними чехлами, чтобы не пришлось летом на зимнюю фуражку натягивать белый чехол». Для отличия комсостава предлагалась фуражка с козырьком и «если этого мало» два варианта нагрудных металлических знаков для ношения на левой стороне груди. На приложенных к письму рисунках Ламанов изобразил два варианта такого знака. Один проект предусматривал знак в виде золотого адмиралтейского якоря с наложенными на него красными серпом и молотом, в другом варианте это изображение дополнялось золотым венком овальной формы с красной девизной лентой с надписью «РСФСР» [6. С. 4 об. — 5].
П. Ламанов разработал три варианта кокарды для РККФ. Первый — самый сложный, представлял собой золотой якорь в золотом венке заостренной кверху формы, с наложенными на него перекрещенными серебряными серпом и молотом, на фоне золотых лучей восходящего солнца, фон знака красный. Венок венчала красная звезда с золотым кругом в центре, а снизу к венку крепилась золотая девизная лента с надписью черными буквами «Петро-Павловск». Возможно, что автор пытался совместить кокарду с ленточкой для фуражки, хотя маленькие размеры девизной ленты позволили бы разобрать надпись на ней, только разглядывая кокарду в упор. Второй вариант представлял собой красную звезду с белым кругом в центре, в который вписан золотой якорь с наложенными на него серпом и молотом. Обращает на себя внимание близость этого проекта к рисунку звезды, венчавшей кокарду-«краб» командного состава с 1921 года и до недавнего времени, в третьем варианте вышеописанная звезда дополнялась золотым венком, положенным под ее лучи [16. с. 4 об. — 5].
Письмо П. Ламанова было переслано из Петрограда в Москву, в Морской Генеральный штаб (МГШ), и 20 декабря 1918 года в Коллегию Народного комиссариата по морским делам (НКМД) был направлен доклад по МГШ о необходимости образовать специальную комиссию для разработки нарукавных и нагрудных знаков специалистов, так как УМА разработало проект таких знаков для морских летчиков [8, С. 8].
30 декабря 1918 года Морской отдел РВСР приказал образовать при Отделе личного состава и учета МГШ «Комиссию по выработке формы одежды морского военного флота, а также нарукавных и нагрудных отличий морских специалистов и комсостава» [6. с. 9]. Этот приказ был исполнен только через два месяца, 2? февраля 1919 года. Председателем комиссии стал начальник отделения по службе личного состава М.Ф. Левченко. Когда комиссия начала работу, то оказалось, что письмо П. Ламанова «представляло, собственно, главный материал, имеемый по сему вопросу в распоряжении комиссии» [11. С. 72].
Первое заседаниекомиссии М.Ф. Левченко должно было состояться 5 марта, но из-за того что не прибыли представители Балтийского флота и Главного управления кораблестроения (ГУК), оно было отложено на три дня. Несмотря на то, что к 8 марта этих представителей все еще не было [6. С. 10], состоялось первое заседание комиссии, на котором представитель Ценупморкома* (Центральное управление морскими кооперативами) Морчиков заявил, что из-за разрухи невозможно начать производство новых образцов форменной одежды, поэтому по необходимости придется пользоваться старой. Представитель Санитафлот (Главного военно-морского санитарного управления) Солопенко подчеркнул, что существующая форма отвечает всем требованиям гигиены и удобства и менять ее нет необходимости. Следовательно, предложения П. Ламанова об изменении покроя рубахи, брюк и пальто были сразу же отвергнуты. Вопрос о знаках различия было решено отложить [11. С, 73].

* Ценупморком был создан осенью 1918 года для облегчения снабжения моряков продо՛ вольствием и обмундированием. Этот орган получил право закупки продовольствия и сырья непосредственно у населения, минуя аппарат Наркомпрода. — Авт. /142/

На втором заседании, 17 марта 1919 года, решили создать подкомиссию для выработки знаков отличия, в составе: представитель Балтийского флота Л.М. Галлер, представители МГШ Соколов и Гагарин и представитель Главного морского хозяйственного управления (ГМХУ) Лейман. Подкомиссии было предписано разрабатывать знаки различия применительно к существовавшим в РККФ трем категориям некомандного состава (матросы, специалисты и старшие специалисты) и шести категориям командного состава (вахтенные начальники, специалисты, первые специалисты, первые помощники командиров кораблей, командиры кораблей И флагманы). Комиссия исходила из имеющихся запасов имущества и возможностей производства, так как сразу же было констатировано наличие синего и черного материала для нашивок, недостаток красного и полное отсутствие золотого галуна и шитья [11. С. 74-74 об.].
Результатом деятельности подкомиссии стал «Проект схемы образцов форменной одежды и знаков различия для моряков военного флота» [ 11. с. 79 — в 1 ]. Описание предметов обмундирования полностью соответствовало существующим в тот момент образцам, что неоднократно подчеркивается в проекте. Так, для не командного состава сохранялась фуражка с лентой (существовавшего образца) и «кокардой в виде якоря со звездой». При этом подкомиссия ссылалась на приказ РВСР № 310. Однако никакой кокарды с якорем этот приказ не предусматривал, якорь имелся только на нагрудном командирском знаке. Если бы речь шла о командном составе, то следовало бы предположить, что под-комиссия имеет в виду введенную Временным правительством офицерскую кокарду-«краб», на которой уже в первоначальном (дооктябрьском) варианте присутствовала золотистая звездочка. Очевидно, предполагалось, что золотая звездочка будет заменена на красную, предусмотренную приказом № 310. Однако, учитывая, что в этом месте речь идет о матросской бескозырке, неясно, какую кокарду имеет в виду комиссия.
Обязательное ношение белых чехлов летом предлагалось отменить, разрешив его тем, у кого сохранились чехлы. То же самое относилось и к белым брюкам, которые разрешалось носить, если они были в наличии. Бушлат также оставался существующий, но предлагалось шить его более длинным (до колена) и с более широким воротником, так как шинелей в наличии не имелось, и с нагрудными карманами, форма которых в проекте не была прописана. Пуговицы предлагались медные с якорем (то есть дореволюционного образца), нательные, фланелевые и форменные рубахи, черные брюки, рабочее платье и обувь — также старого образца. «Зимние фуфайки» серого цвета (свитера), которые выдавались на миноносцах и малых судах, предлагалось отныне выдавать всем матросам.
Командному составу подкомиссия предлагала сохранить все предметы обмундирования существующих образцов, фуражку — «последнего образца», то есть введенную Временным правительством летом 1917 года.
Подкомиссия предложила добавить еще одну категорию не командного состава — старшин, поместив их выше старших специалистов. Тогда система знаков различия должна была бы основываться на «штатах» — нарукавных нашивках с символическими изображениями, обозначавшими специальность моряка. «Штаты» были введены в русском флоте еще в 1891 году и получили большое распространение [1. с. 98].
Для юнг и матросов, не имеющих специальности, «штат» не предполагался. Для специалистов («марсовых, музыкантов, санитаров, рулевых, сигнальщиков, дальномерщиков, оружейников и др.») предусматривался «штат» в виде простого изображения существовавшего образца, вышитый красной нитью. Для писарей предлагалось ввести штат «по образцу американского флота, в виде двух перекрещенных ключей», а для авиаторов следовало предложить УМА разработать рисунок «штата». Для старших специалистов предполагалось ввести «штат» такой же, как и у предыдущей категории, но с кольцевым красным /143/ ободком. При этом старшие матросы должны были бы носить «штат» марсовых, с соответствующим ободком. Для старшин предполагался «штат» с ободком, как у старших специалистов, дополненный красным шевроном углом вверх над ним. Боцманы должны были носить нарукавные знаки различия как старшины, но с фуражкой «офицерского образца с новой кокардой» (U.c. 73].
Для командного состава также предусматривались знаки различия по категориям. Для вахтенных начальников, плутонговых и башенных командиров и заведующих хозяйством предлагался шитый или штампованный «малый красный якорь на левом рукаве». Описания этого знака не приводится, но можно предположить, что это был тот самый якорь, который был введен 16 апреля (ст. ст.) 1917 года «для отличия военных моряков от матросов и администрации Добровольного и коммерческого флотов» (2. с. 65].
Для специалистов якорь дополнялся «штатом» уменьшенного размера без ободка, размещенным ниже него. Насколько именно должен быть уменьшен матросский «штат» в командирском варианте, не указывалось. Также из проекта оставался неясным цвет этой эмблемы — красный или золотистый? Возможно, в качестве прототипа такой уменьшенной эмблемы выступали знаки отличия по специальностям, введенные для старших боцманов и кондукторов в 1895 году и носившиеся сначала на воротнике мундира или пальто, а с 1913 года перенесенные на погоны [1. С. 98].
Первые специалисты на кораблях и флагманские специалисты должны были носить якорь и «штат» в красном ободке, как старшие специалисты не командного состава. Главным специалистам флота предполагалось назначить якорь, «штат» с ободком и шеврон, как у старшин. Первым помощникам командиров кораблей предназначался обще-командирский якорь с ободком. Командирам кораблей и начальникам дивизионов кораблей — такая же нашивка, как помощникам, но дополненная золотыми пятиконечными звездочками над обшлагами — по одной для командиров кораблей 3 ранга, по две — 2 ранга и по три — 1 ранга. Видимо, за образец были приняты звездочки, введенные 16 апреля (ст. ст.) 1917 года для адмиралов, что подтверждается и предполагаемым порядком размещения звездочек — у командира корабля 2 ранга они должны были располагаться горизонтально, а у командира корабля 1 ранга — образуя равносторонний треугольник вершиной вверх, то есть так же, как они размещались в 1917 году [2. с 65]. Флагманы должны были носить такой же якорь в круге, как две предыдущие категории, и по одной большой золотой звезде на обшлагах. Делопроизводители в штабах должны были носить командирскую форму без знаков различия.



Форма одежды командира корабля і ранга (слева) и старшины. Рисунок автора

Особая система знаков различия предусматривалась для медицинского персонала. Младшие лекарские помощники должны были носить на левом рукаве красный Крест на белом круге, /144/ меньшего размера, чем «штаты» матросов. Таким образом, знак различия этой категории военнослужащих был командирского образца, что понятно, так как до революции младшие фельдшеры относились к числу чиновников. Старшим лекарским помощникам полагался красный крест на белом фоне в красном ободке. Младшим судовым врачам предназначалась эмблема как у младших лекарских помощников под красным якорем командирского образца. Старшие судовые врачи получали эмблему как у старших лекарских помощников, но с «командирским» якорем.
Проект подкомиссии был доложен сотрудником Организационно-строевого отдела MГШ Соколовым на третьем заседании комиссии, которое состоялось 21 марта 1919 года. Тогда же комиссия утвердила этот доклад. Maтериалы о знаках различия, разработанных в УМА, поступили в комиссию еще 3 марта, а 22 марта в УМА было направлено поручение разработать «штат» для матросов-авиаторов, учитывая, что он будет использоваться как знак различия должностных категорий по схеме, выработанной подкомиссией Соколова.
На четвертом заседании, 25 марта 1919 года, представителю Главного управления кораблестроения Г. Лакеру было предложено представить предложения по рисунку нарукавного знака для корабельных инженеров. Предполагалось, что при разработке этого зна-ка будет принят за основу знак морских летчиков. Итогом работы комиссии М.Ф. Левченко стал доклад, который в основном повторял доклад подкомиссии Соколова, в нем отмечалось, что существующую форму необходимо оста вить без существенных изменений. Для некомандного состава утвердить кокарду в виде якоря с наложенной на него пятиконечной звездой, согласно приказу РВСР № 310, для командного состава оставить «фуражку существующего образца» (то есть образца, введенного 16 апреля 1917 года), но с вышеописанной кокардой и подбородным ремешком вместо золотистого шнура. Командный состав должен получить право носить знаки об окончании учебных заведений на правой стороне груди. Для писарей, содержателей, баталеров, ревизоров, флагманских и главных интендантов следует ввести нарукавный «штат» с изображением двух перекрещенных ключей. Далее в докладе повторялся проект знаков различия по должностям на основе «штатов«», красных угольников, якорей и звездочек, в полком соответствии с предложениями подкомиссии Соколова [6. с. 14 — 16 об., 25, 40, 51-52 об.).
Никаких документов о дальнейшей судьбе этого интересного проекта нами не было найдено. В итоге личный состав РККФ получил знаки различия только в октябре 1921 года. Тогда, после окончания Гражданской войны, пошли по более традиционному пути: «штаты» остались лишь знаком квалификации, а должности стали различаться комбинациями галунных нашивок на рукавах. От иностранных аналогов отличие нарукавных нашивок РККФ состояло только в том, что они были цветными, в зависимости от специальности командира [7. с. 25]. Эта особенность не продержалась долго — уже в конце 1924 года советские морские командиры получили нашивки из золотого или серебряного галуна, какие носили их коллеги во всем мире, а специальности стали различаться цветными просветами между галунами [12].



Авиационная эмблема (крайняя слева) и штаты специалистов: артиллеристов, сигнальщиков, водолазов и механиков (слева направо)

Как можно оценить проект знаков различия 1919 года? Прежде всего, необходимо отметить, что знаки различия /145/ матросов и старшин в виде комбинации нарукавных шевронов и эмблем по специальности были широко распространены в то время. Подобная система знаков различия существовала в 1910-1920-х годах в Великобритании, Италии, Японии и в скандинавских странах. Скрещенные якоря красного цвета служили общей эмблемой матросов и старшин во Франции. Однако нигде в мире знаки различия офицеров не базировались на нашивке, означающей профессиональную квалификацию ее носителя. Во всех флотах мира (за исключением карликового бельгийского) звание офицера обозначали нашивки из золотого или серебряного галуна на рукавах мундира, кителя, сюртука или тужурки. Эти нашивки могли размещаться и на погонах, которые носились с белым кителем, пальто или непромокаемым плащом, словом, на том обмундировании, на рукава которого было затруднительно нашить галуны.
Таким образом, предложенные комиссией М.Ф. Левченко знаки различия матросов и старшин не выбивались из сложившейся в мире традиции, тог֊да как офицерские резко выделялись на общемировом фоне своим подчеркнутым демократизмом. Почему же знаки различия не были введены в РККФ весной 1919 года? Думается, по той же причине, по которой в РККА не прижились знаки различия, введенные в январе 1919 года — еще не было изжито резкое неприятие любых внешних проявлений неравенства, которое так остро сказывалось в ненависти к погонам. Так, введение нарукавных знаков различия в Народно-революционной армии Дальневосточной республики в ноябре 1920 года вызвало среди красноармейцев панические слухи о готовящемся возврате к погонам [13], что воспринималось как символ краха революции.
Только в 1921—1922 годах, после демобилизации военнослужащих старших возрастов, послуживших в дореволюционное время и помнивших погоны, после окончания гражданской войны и некоторого улучшения хозяйственного положения в нашей стране удалось ввести знаки различия командного состава по должностям в армии и на флоте.

Источники и литература

1. Доценко В.А. Русский морской мундир. — СПб., 1994.
2. Тронь A.A. Морская форма русской смуты. 1917 год // Цитадель. — 1998. — №31 (6).
3. Раскольников Ф.Ф. О времени и о себе: Воспоминания, письма, документы. — Л., 1989.
4. Исаков И.С. Каспий, 1920. — М., 1973.
5. Харитонов О.В. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской армии (1918-1958 гг.). — л., 1960, приложение 10. Таблицы с рисунками предметов обмундирования. 1918—1958.
6. РГАВМФ. ф. p-187. Оп. 1. д. 210.
7. Куликов В. Под красной звездой: форма морской пограничной охраны в 1918—1933 годах // Пограничник. — 1999. — № 8.
8. РГАВМФ. Ф. р-187. Оп. 1. д. 148.
9. Доценко В.Д, Бойнович АД., Купрюхин В.А. Знаки и жетоны Российского императорского флота. 1696-1917. — СПб., 1993
10. Степанов А. Нарукавные знаки родов войск в Красной Армии. 1920—1924 // Цейхгауз. — № 6.
11. РГА ВМФ. ф. р-342. Оп. 1. Д. 470.
12. Военная одежда вооруженных сил СССР и России (1917— 1990-е гг.). — М., 1999.
13. Степанов А. Народно-революционная армия Дальневосточной республики. 1920—1922 // Цейхгауз. — № 3.

Назаренко К.Б. Первая форма Красного флота: Неосуществлённый проект 1919 года//Гангут. 2007. №43. С. 138-146.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 829

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 02-05-2013 23:13
 


Место и время съемки мне неизвестны.




Фото было названо: "Десантный отряд Волжской флотилии"

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1562

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 03-05-2013 03:50
 
На первом фото - Кронштадт, 1921 г. Матросы, которые штурмовали других, мятежных, матросов.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 829

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 03-11-2016 23:40
 
Из книги Карпухин И.И., Александров А.И. "Северный летучий"

Первый сводный Северный летучий отряд (отправлен на подавление дутовского мятежа)

... формируется сводный отряд из моряков отряда С.Д. Павлова и солдат 17-го Сибирского стрелкового полка

В составе отряда было 600 моряков и более 1000 стрелков 17-го Сибирского стрелкового полка.

Член главного штаба Северного летучего отряда Н.В. Баранов вспоминает:
"У С.Д. Павлова были моряки-добровольцы Балтийского флота с линейных кораблей "Андрей Первозванный", "Петропавловск", "Севастополь", "Полтава", с крейсеров "Рюрик", "Олег", "Богатырь" и миноносцев в составе трёх рот, в каждой по три взвода. Командирами подразделений были передовые матросы, в основном, большевики, прошедшие суровую школу режима царского самодержавия.
Моряки были вооружены трёхлинейными винтовками и карабинами. Большинство из них имело револьверы и шашки, отобранные ими во время разоружения контрреволюционного офицерства. В ротах моряков имелось один-два пулемёта "максим".
Во время выезда из Петрограда обмундирование было флотское - на голове бескозырки, на ногах - ботинки. В зимних условиях это обмундирование никак не могло обеспечить, да ещё на Урале, при больших морозах и глубоком снеге.
Обмундирование матросы меняли по мере захвата белоказачьих эшелонов в пути следования. Но бескозырки и тельняшки - сохранили".

Участник похода М.А. Крастин рассказывает: "... Из вагонов стали выбрасывать винтовки, наганы, патроны, шашки. Наши матросы тут же привешивали казацкие шашки, наганы. Вооружились с ног до головы. ..."

В Перми рабочие Мотовилихинского орудийного завода подарили отряду три мортирных пушки со снарядами.

Бывший командир пулемётной роты морского отряда Иван Онуфриевич Востриков вспоминает:
"Сергей Дмитриевич Павлов, блондин, среднего роста, носил тёмно-синий морской китель... ". (командир отряда)

... Матросы, сбросив полушубки, шли в бой с песней, в распахнутых бушлатах. ...(24 декабря 1917 года, бой под станцией Нижне-Увельская)

... Вечером 27 декабря на вокзальной площади станции Троицк состоялся прощальный митинг. Председатель троицкого ВРК вручил морякам красное знамя с подписью: "Славным балтийским морякам, освободителям от дутовцев. От троицкого городского ВРК".
Аналогичное знамя было вручено и сибирским стрелкам
.

Состоялся обмен знамёнами между матросами и сибиряками.

Основные силы 17-го Сибирского стрелкового полка вошли в 1-й Троицкий социалистический отряд Красной Армии, участвовавший в партизанском рейде В.К. Блюхера. А после соединения с частями Красной Армии - в состав 17-го Уральского стрелкового полка.

.... Из вагонов выскакивали матросы-балтийцы. Впереди командир в кожанной куртке и мичманке.
- Я Павлов, мне нужен чрезвычайный комиссар Кобозев!
(станция Бузулук, канун 1918 года)

... Матросы отряда были вооружены винтовками разных систем, русского и японского образца. Имелись почти у каждого и револьверы, которые мы завоевали в боях и отняли при обысках. ... (Воспоминания моряка линкора "Андрей Первозванный" Курьянова Виктора Григорьевича)



Матросы эскадренного миноносца "Грозный" - члены Северного летучего отряда.



Первый ряд (слева направо): комендант главного штаба Северного летучего отряда Горелов, командир Северного летучего отряда С. Павлов, комиссар матросского отряда П. Щекин, командир матросского отряда И. Сафонов.



Матросы линкора „Севастополь“ — члены Северного летучего отряда. Слева направо Л. Стародубцев, Н. Барсов, М. Дроздов, А. Калянин, Г. Башнухов.



С.Д. Павлов и П.Е. Дыбенко. Фото 1918 года. Сделано уже после возвращения отряда в Петроград.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1562

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 09-11-2016 02:08
 
Матросы Волжской военной флотилии после взятия Самары. 7 октября 1918 г.



Крупно: ic.pics.livejournal.com/d_clarence/75933352/216893/216893_original.jpg



First   Prev  1 - 10  11 - 20  21 - 21  Next   Last
New Products
Mithridates VI Eupator - Pontus king who ruled in 120-63 BC; 54 mm
Mithridates VI Eupator - Pontus king who ruled in 120-63 BC; 54 mm
$ 4.35
Battalion commander, infantry captain of the Red Army. USSR, 1941-43; 54 mm
Battalion commander, infantry captain of the Red Army. USSR, 1941-43; 54 mm
$ 3.73
Military photojournalist, senior lieutenant, USSR, 1943-45; 54 mm
Military photojournalist, senior lieutenant, USSR, 1943-45; 54 mm
$ 4.35

Statistics

Currently Online: 3 Guests
Total number of messages: 2918
Total number of topics: 317
Total number of registered users: 1355
This page was built together in: 0.0961 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce