Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Russian Civil war / Гражданская война в России » Thread: Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921 -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
1 - 10  11 - 20  Next   Last
Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 08-06-2012 09:09
 
А. Дерябин, "Красная армия. Гражданская война в России 1917-1922"
В.Д. Доценко "Русский морской мундир 1696-1917"



РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИЙ КРАСНЫЙ ФЛОТ (РККФ), 1917—1921 гг.

На примере униформы флота наиболее наглядно видна эволюция обмундирования — от «погонного» Российской Империи через «нашивочное» Временного правительства до «звездно-полосатого» большевистского.

Униформа Императорского флота

В данном случае униформа Императорского флота интересует нас лишь как источник предметов флотского обмундирования, на основе которого и происходили различные изменения в униформе моряков. Причем униформа офицеров в этом аспекте мало интересна, т.к. она претерпела наиболее значительные метаморфозы.



Капитан 2 ранга (слева) в укороченном двубортном суконном пальто с отложным воротником.
Мичман (справа) в белом кителе со стоячим воротником. Китель с 1909 г. шили без подкладки из белой полотняной ткани.
A captain of 2nd rank in an overcoat and a midshipman in a white naval jacket.




Группа офицеров минного заградителя "Ильмень" после получения наград. Балтийский флот, 1915г.
Офицеры одеты в синие кители, ставшие основной формой одежды в военное время. Поверх кителей — введенные 26 апреля 1907 г. шарфы (пояса) с бляхами.
A group of officers of the mine layer "Ilmen" after being granted awards. 1915.
The officers are dressed in blue jacket, which became the main form of dress in wartime. Over the jackets - introduced April 26, 1907 scarf (belt) with the plates.










Матрос, с 1882 г.

С января 1882 г. матросам флотских экипажей стали выдавать синие и белые фланелевые рубахи с синим воротником, по краю которого проходили три белые полоски. Белая рубаха с таким же воротником имела синие обшлага с тремя белыми полосками. В 1872 г. появилась бескозырка с тремя белыми выпушками и черной шелковой лентой на околыше с названием корабля (части). В том же году появилась так называемая тельняшка — белая нательная рубаха с поперечными синими полосами. Первоначально белые просветы были значительно шире синих полос.
A sailor with 1882
Since January 1882 the sailors naval crews began issuing blue and white flannel shirt with blue collar, on the edge of which were three white stripes. White shirt with collar had the same blue cuffs with three white stripes. In 1872 appeared peakless cap with three white edging and a black silk ribbon on the band with the name of the ship (military unit). In the same year appeared the so-called "telnyashka" - a white shirt with blue stripes. At first white gaps were much wider blue stripes.





Матрос, с 1912г.

С 1882 г. матросам стали выдавать рабочее платье (робу) из тонкой белой парусины. Рубаха носилась с выпущенным синим воротником с тремя белыми полосками, а с 1912 г. на нагрудном кармане стали наносить трафаретом номер, соответствовавший чину по судовому расписанию. К началу первой мировой войны синие и белые полоски тельняшки стали одинаковой ширины.
A sailor with 1912
Since 1882 the sailors began to issue work clothes (robe) from a thin white canvas. His shirt was worn with the issued blue collar with three white stripes, and with 1912 on the breast pocket were applied stencil number corresponded to rank on the ship's schedule. By the beginning of the First World War, the blue and white stripes "telnyashka" are the same width.





Матрос, с 1908 г.

Так выглядел матрос при несении караульной службы и при высадках в морских десантах. Однобортное укороченное пальто, появившееся в 1874 г., имело отложной воротник, застегивалось на шесть пуговиц и носилось в холодное время. Впоследствии это пальто получило название бушлат. При так называемой караульной или десантной форме одежды черные матросские брюки заправлялись в сапоги. С 1908 г. матросы стали носить поясной ремень с бляхой, который надевался поверх бушлата.
A sailor with 1908
It looked like a sailor when on guard duty and landings in marine landings. Single-breasted coat shortened, which appeared in 1874, had a turn-down collar, fastened by six buttons and worn in cold weather. Subsequently, this coat is called "bushlat". In the so-called guard or landing uniforms black sailor pants refueled in boots. Since 1908 the sailors began to wear the belt with a buckle, which is worn over the top "bushlat".



Обратите внимание, что флотская манера ношения подсумков отличается от армейской. Подсумки носятся на ремне, надетом через левое плечо. И, повидимому, это регламентированный способ ношения:



1. На крейсере "Россия". (Владивостокский отряд крейсеров). 1905г.
On the Vladivostok cruisers detachement. The cruiser "Rossiya". 1905

2. Прием доклада. (Владивостокский отряд крейсеров). 1905 г.
В холодное время корабельным офицерам разрешалось носить высокие сапоги и утепленное укороченное пальто с меховым воротником.
On the Vladivostok cruisers detachement. Reception of a report. 1905
In cold weather, the ship's officers were allowed to wear high boots and insulated shortened coat with fur collar.


И еще один интересный факт. На фото реконструкторов я регулярно вижу выпущенные поверх бушлатов синие воротники. Я думал, что это самодеятельность отдельных личностей. Но оказалось, что подобная манера ношения воротника имела место быть, хотя и была отменена накануне Первой Мировой войны. Однако матросы "по старой памяти" вполне могли позволять себе такие привычные вольности во время Гражданской войны:



На борту крейсера "Рюрик". Начало XX века.
С 1902 по 1910 гг. матросам разрешали выпускать синие воротники поверх бушлата.
The captain of the cruiser "Rurik" receives the guard mounting. The beginning of the 20th c.
From 1902 to 1910 sailors were allowed to produce the blue collars on the top "bushlat."





Бескозырка матроса Гвардейского экипажа.
8 июля 1878 г. нижним чинам Гвардейского экипажа за участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. на бескозырки были пожалованы георгиевские ленточки. Позже, в ознаменование славного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Георгиевские ленты на бескозырки.
Peakless cap of a seaman of the Guards' crew. In 1878
July 8, 1878 the lower ranks Guards Crew for their participation in the Russian-Turkish war of 1877-1878 on the caps were granted
St. George ribbons. Later, to celebrate the glorious participation of the Black Sea crews in defense of Sevastopol naval ranks of the crew were granted St. George ribbons on caps.


В ознаменование достославного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Георгиевские ленты.



Изменения в морском мундире после Февральской революции 1917 г.

С первых же дней февральского переворота 1917 г. моряки проявляли наибольшую преданность новой власти и весьма активно поддерживали левых эсеров и большевиков. Именно на совести революционных «братишек» моряков-балтийцев лежат массовые расправы над офицерами флота в первые дни так называемой «бескровной революции».




Крейсер "Рюрик". Спарывание погон. 1917г.
The cruiser "Rurik". Ripping off the shoulder-straps. 1917

При Временном правительстве приказом по морскому ведомству от 16 апреля 1917 г. за №125, подписанным морским министром А. Гучковым, объявлялись изменения формы одежды чинов флота. В этом приказе отмечалось:

«В соответствии с формой одежды, установленной во флотах всех свободных стран, объявляю следующие изменения формы одежды чинов флота и Морского ведомства впредь до окончательной выработки ее в установленном порядке:
1) изъять из употребления все виды наплечных погон;
2) ношение шарфа отменить;
3) вензелевые изображения на оружии уничтожить;
4) середину кокарды, впредь до установления фуражки нового образца, закрасить в красный цвет.

Вместо наплечных погон устанавливаю нарукавные знаки отличия из галуна — на сюртук, китель и тужурку — кругом всего рукава, на пальто — только с наружного края».




Адъютант в чине лейтенанта флота Российской Республики, 1917 г.
Лейтенант флота периода Временного правительства был одет в предписанную приказами 1917 г. форму, на правом плече у него — адъютантский аксельбант.
The adjutant with the rank of lieutenant of the fleet of the Russian Republic, 1917
Navy lieutenant period of the Provisional Government was dressed in the prescribed form of orders in 1917, on the right shoulder with him - an adjutant aglet.


В этом же приказе имелось описание нарукавных нашивок. Прапорщикам предписывалось нашивать один узкий галун без завитка, подпоручикам — один широкий галун с завитком, мичманам и поручикам — один широкий галун с завитком и один узкий без завитка, лейтенантам и штабс-капитанам — один широкий галун с завитком и два узких без завитка, старшим лейтенантам и капитанам — один широкий галун с завитком и три узких без завитка, капитанам 2 ранга и подполковникам — один широкий галун с завитком и один широкий без завитка, капитанам 1 ранга и полковникам — один широкий галун с завитком и два широких без завитка, контрадмиралам и генерал-майорам — один широкий галун с завитком и два широких без завитка, а сверху пятиконечная звезда, вице-адмиралам и генерал-лейтенантам — такие же галуны, как у контр-адмирала, но над ними две пятиконечные звезды, а адмиралам и генералам — такие же галуны, но над ними уже три пятиконечные звезды.
Нарукавные нашивки полагались либо из золотого, либо из серебряного галуна, а в случае невозможности достать галуны, на синем кителе и тужурке разрешалось иметь их из черной тесьмы. При этом золотые галуны разрешалось носить офицерам флота, инженер-механикам, выдержавшим полный офицерский экзамен, офицерам по адмиралтейству, прапорщикам и гидрографам. Серебряные галуны носили офицеры по адмиралтейству, не выдержавшие полный офицерский экзамен, чины судебного ведомства, корабельные инженеры и врачи.

Для отличия по специальностям под нижний галун нашивались выпушки: красные — у корабельных инженеров, малиновые у чинов судебного ведомства, синие у гидрографов, белые — у врачей (у военно-морских чиновников — такие же нарукавные отличия, как у врачей, но без завитков и выпушек).

Приказом за № 142 от 21 апреля, чтобы отличать военных чинов флота и Морского ведомства от матросов и администрации Добровольного и коммерческого флотов, у первых между локтем и плечом левого рукава пальто, шинели, тужурки, синих кителя и фланелевой рубахи нашивался вырезанный из сукна (или вышивался) красный якорь, обвитый канатом.




Матрос, 1917 г.
При Временном правительстве не успели издать приказ об изменении формы одежды нижних чинов. Со старой формы спарывали погоны, среднюю часть кокарды закрашивали красной краской, а на левом рукаве красной нитью вышивали обвитый канатом якорь.
A seaman. 1917.
Under the Provisional Government did not have time to issue an order to change the uniforms of the lower ranks. Rip off the old forms of shoulder straps, paints the middle of the badge with red paint, and on the left sleeve embroidered with red thread entwined rope anchor.


В тот же день приказом за № 150 определенные изменения были внесены в некоторые предметы обмундирования.

С тужурки должны были быть спороты петлицы, а золотые или серебряные нарукавные нашивки установленного образца разрешалось нашивать только по наружной половине рукава.

С синего кителя также должны были быть спороты пуговицы (а петли их — зашиваться), наружный борт кителя — обшиваться черной тесьмой, под которой прикреплялись крючки для застегивания; воротник также должен был обшиваться черной тесьмой, но более узкой, причем стоячий воротник кителя можно было заменять глухим отложным черным суконным воротником, тоже обшитым черной тесьмой, но еще более узкой; фигурные клапаны четырех карманов отпарывались, карманные разрезы со всех сторон также обшивались черной очень узкой тесьмой. Нарукавные отличия на синем кителе должны были изготавливаться из черной тесьмы. Аналогичные переделки претерпевали флотская тужурка и пальто, без изменений оставались только брюки и обувь.




Капитан 1 ранга, 1917 г.
Приказом Временного правительства были внесены существенные изменения в форму одежды офицеров флота: упразднялись погоны, пуговицы, менялся покрой фуражки. Фуражки стали шить без белых выпушек, с прямым и плоским козырьком. Вместо подбородочного ремня из черной лакированной кожи на фуражке появился золотой шнурок, а прежнюю кокарду заменили шитой или металлической кокардой в виде круга с якорем, окруженного листьями и увенчанного пятиконечной звездой. Чины различались числом и шириной нарукавных нашивок. Нашивки могли быть золотыми, серебряными или же из черной тесьмы. Борта, карманы и воротник кителя обшивались черной тесьмой, а на левом рукаве красной нитью вышивался обвитый канатом якорь. Вместо пуговиц китель застегивался на крючки.
A captain 1st rank. 1917.
Order of the Provisional Government had made ​​significant changes to the uniforms of officers of the fleet: abolished epaulets, buttons, changed the cut of his cap. Caps began to sew without the white stripes, straight and flat visor. Instead chin strap of black patent leather cap appeared on the gold lace, and replaced the old badge embroidered or metal badge in the form of a circle with the anchor, surrounded by leaves and topped with a five-pointed star. Ranks differ by the number and width of the shoulder patches. Patches can be gold, silver or black lace. The sides of the pockets and the collar of his jacket were trimmed with black braid, and on the left sleeve embroidered red thread entwined rope anchor. Instead of buttons buttoned his jacket on the hooks.


Приказом по Морскому ведомству вводилась фуражка так называемого "американского" типа: околыш покрывался черной лентой, козырек стал почти плоским и прямым, кожаный подбородный ремешок заменялся золотым плетеным шнуром, а тулья должна была быть из черного сукна. Белые канты, которые имелись на фуражках старого образца, вообще отменялись. В летнее время черная тулья покрывалась белым чехлом.

Вместо прежней кокарды устанавливалась новая — металлическая штампованная или шитая (в зависимости от желания владельца). Она была по цвету прибора: если нарукавные нашивки были золотыми, то и кокарда должна быть такого же цвета, а якорь серебряным. При серебряных нашивках кокарда была такой же, а якорь золотым; якорь был окружен листьями, над кругом — пятиконечная звезда (она была почти такой же, как позже и в советском военно-морском флоте). Кроме того, этим же приказом было разрешено донашивать старые фуражки, но тогда черный цвет на внутреннем поле кокарды заменялся красным.

1 мая появился новый приказ по правилам ношения формы одежды. В нем говорилось, что все нововведения распространяются также и на отставников, но для отличия их от чинов действительной службы верхний галун на пальто, сюртуке и тужурке, а на кителе верхняя черная тесьма нашиваются волнообразно и без завитка.

Вот, пожалуй, и все основные изменения, происшедшие в морском мундире при Временном правительстве. Но привести форму одежды в соответствие с объявленными приказами успели немногие. 31 мая 1917 г. за подписью капитана 1 ранга В.Е. Егорьева командующим флотам и командирам портов была направлена телеграмма следующего содержания: "Ввиду неоднократных запросов с мест о предполагаемых новых изменениях формы одежды офицеров в связи с работой комиссии Коломейцева, Главмор объявляет, что до окончания войны никаких изменений формы одежды, кроме уже объявленных, проводить в жизнь не предполагается."

Временное правительство пыталось сохранить ордена, удалив с их знаков монархические эмблемы. Оно же ввело в устав Георгиевского ордена награждение солдат знаком ордена Св.Георгия 4-й степени и награждение офицеров солдатским крестом. В том и другом случаях на ленте знака прикреплялась лавровая ветвь. В постановлении Временного правительства от 25 июля 1917 г. указывалось, что "за подвиги личной храбрости и доблести устанавливается награждение офицеров георгиевскими крестами по решению общего собрания личного состава корабля." Почетное значение этой награды подчеркивалось тем, что крест носился выше всех орденов, кроме ордена Св.Георгия. Матросы, получившие офицерский орден Св.Георгия 4-й степени, одновременно производились в чин поручика по адмиралтейству или мичмана военного времени. Кстати, с 30 мая 1917г. вместо орденов было разрешено носить на левой стороне груди полоски из орденской ленты шириной 7 см. На нагрудных знаках за окончание военно-учебных заведений, как и на орденах, были удалены монархические эмблемы.

Новый морской министр А. Гучков 5 марта 1917г. подписал приказ за №5, согласно которому титулование заменялось новой формой обращения. Нижние чины кондукторского звания стали именоваться кондукторами, остальные — матросами. Известно, что генералов и адмиралов I и II классов до этого именовали "ваше высокопревосходительство", а III и IV классов — "ваше превосходительство". А кто был графом или князем, еще добавлялся соответствующий титул. К другим чинам обращались с добавлением предиката "господин". Нижние чины к штаб-офицерам обращались "ваше высокоблагородие", а к обер-офицерам — "ваше благородие". Если офицер имел княжеский или графский титул, то к нему могли обращаться по его происхождению. Теперь же все эти формы обращения отменялись. Сохранился лишь предикат "господин": "господин адмирал", "господин лейтенант", "господин врач" и т.д.




Так выглядели офицеры флота при Временном правительстве.
Отмечается разнообразие форм одежды, особенно это видно по фуражкам. Только фуражка крайнего справа офицера соответствует
утвержденному образцу. Нарукавные нашивки имеет только старший лейтенант в сюртуке. Если все офицеры выполнили приказание по
спарыванию погон, то пуговицы у всех почему-то остались. Для этого периода характерны были вольности в форме одежды. Некоторые офицеры нашивали черные погоны с нашивками из галуна, повторяющими нарукавные нашивки.
This is how naval officers looked under the Provisional government.
There is a variety of uniforms, particularly evident on the cap. Only the right-most officer's cap - meets
approved model. Shoulder patches has only a first lieutenant in a frock coat. If all the officers carried out an order for
cutting of straps, the buttons were all somehow. This period is characterized by freedom were in uniform. Some officers are black straps with sewn stripes of galloon, repeating shoulder patches.


Таким образом, офицеры флота при Временном правительстве носили разнообразную форму одежды, в том числе и фуражки. Нарукавные нашивки имели далеко не все, многие их вообще не носили, как бы протестуя против отмены погон; старые пуговицы сохранились почти у всех офицеров. Некоторые из них нашивали черные погоны с галунными нашивками, повторявшими рисунок и количество нарукавных нашивок.




Рабоче-Крестьянский Красный Флот (РККФ), 1917—1922 гг.


Моряки принимали участие и в октябрьских событиях в Петрограде и в первых боях с белыми практически во всех регионах России. После прихода к власти большевиков перед ними встала необходимость создания собственного, верного их власти флота. Моряки - «краса и гордость революции» - в большинстве своем поступили на службу в Рабоче-Крестьянский Красный Флот (РККФ), являвшийся частью Вооруженных Сил РСФСР и состоявший из флотов, морских и речных военных флотилий. Он начал создаваться на добровольных началах декретом Совнаркома от 29 января (11 февраля) 1918 г. 22 апреля того же года была отменена выборность командного состава, а с июля на РККФ стала распространяться всеобщая воинская обязанность.

Флот в лице своего командующего морскими силами (с 15 октября Альтфатера, с 21 апреля 1919 г. - Е.А. Беренса, с февраля 1920 г. — А. В. Не-а) подчинялся Главкому Всеми Вооруженными Силами Республики. В годы Гражданской войны РККФ участвовал в боевых действияхиях на морях, реках и озерах, нарушал коммуникации противника и обеспечивал свои перевозки и переправы через водные рубежи, а также содействовал приморским (приозерным, приречным) флангам сухопутных войск огнем своей судовой артиллерии и высадкой десантов в тылу вражеских войск.




1. Флагман РККФ в парадной форме, 1921 г.
2. Красный командир морской пехоты, 1918 — 1921 гг.
3. «Старый моряк», 1921 г.
У изображенного на иллюстрации командира морской пехоты на тулье фуражки — красноармейская звезда, на груди — командирский знак с добавлением к нему якоря, на левом рукаве — красный ромб с золотым шитым якорем и черной выпушкой. Возможно, якорь этот на рукаве был символом как красной морской пехоты (якоря на погонах и на рукавах носил личный состав Отдельной Черноморской морской дивизии Императорского флота, формировавшейся с ноября 1916 г. для десантной операции против Константинополя и являвшейся, по сути, дивизией морской пехоты), так и флота (подобный якорь был введен еще при Временном правительстве, как об этом говорилось ранее).
1. Flagman in the Red Navy parade uniform, 1921
2. Commander of the Red Marine Infantry, 1918 - 1921 years.
3. "The Old Sailor," 1921
Have shown in the illustration to the commander of the naval infantry tule caps - Red Army star, on his chest - a sign of a commander with the addition of an anchor to him. On the left sleeve - a red diamond with a gold embroidered anchor and black edging. Perhaps, this anchor on his sleeve - a symbol of a red naval infantry (an anchor on the shoulder straps on the sleeves and wear the personal composition of the "separate Black Sea Naval Division" of the Imperial Navy, formed from November 1916 for a landing operation against Constantinople, and is, in essence, a division naval infantry) and Navy (like an anchor has been introduced under the Provisional Government, as mentioned earlier).





Detachment of sailors - Red Guards. 1917.




Командиры отряда морской пехоты Балтийского флота на Петроградском фронте, 1919 г. (РГАКФД).
На фотографии хорошо виден основной образец униформы красной морской пехоты периода Гражданской войны — комбинированные элементы морского и пехотного обмундирования. Хотя пехотное обмундирование, очевидно, более практично при боевых действиях на суше, морская пехота, которая была, несомненно, одной из лучших частей Красной Армии - стойко держалась за своё морское обмундирование со вполне оправданной гордостью.
Detachment naval infantry Baltic Fleet on the Petrograd Front, 1919.
They are dressed in a mixture of infantry and naval uniforms, with navy сaps "beskozirkas", dark-blue duck jumpers and "telniashka" undershirts all in evidence. Although infantry gear was obviously more practical on land, naval infantry who were undoubtedly some of the best troops of the Red Army - clung to their naval clothing with justified pride.


Первая регламентированная форма РККФ была утверждена приказом РВСР за № 2443 от 27 декабря 1921 г.

Приказом вводилось однобортное пальто из темно-серого сукна с отложным воротником.

Комсоставу полагались однобортные кители (синий суконный и белый парусиновый) со стоячими воротниками и с 5-ю медными пуговицами (с якорем), черная тужурка с лацканами и отложным воротником и 2 рядами пуговиц, по 4 в каждом. При тужурке носилась белая полотняная рубашка с черным галстуком.

Комсостав имел черные суконные или белые полотняные брюки, фуражку черного сукна с черной шелковой лентой на околыше: спереди — золотой якорь с золотым ободком вокруг и золотыми колосками по бокам.

Некомсоставу полагались:
двубортный черный суконный бушлат с отложным воротником, 2 рядами медных пуговиц (по 6 в каждом);
синяя фланелевая и белая полотняная рубахи, обе — с синими наплечными воротниками, по краям которых шли 3 белые полоски, и такими же обшлагами.
Бескозырка из черного сукна, по околышу которой проходила черная шелковая ленточка с надписью золотыми буквами; спереди на тулье — такая же кокарда, как и у комсостава.

В зимнее время весь личный состав флота носил шапку-ушанку с таким же якорем, как и на фуражке; летом на тулью головных уборов надевался белый чехол.

Для комсостава были установлены знаки должностного положения, расположенные на обоих рукавах. У имевших военно-морское образование знаки представляли собой пятиконечную звезду алого сукна с золотой каймой и такие же нарукавные полосы различной ширины.

Для некомсостава были установлены нарукавные знаки по определенным специальностям (всего 30 знаков). Они представляли собой черный круг, на котором красным шелком был вышит определенный знак, и пришивались на левом рукаве выше локтя.

Флагман РККФ носил регламентированную приказом 1921 г. парадную форму, но при этом был одет в старый флотский китель и при белой сорочке имел черную «бабочку». Он был вооружен морской саблей прежнего образца.

«Старый моряк» — так этот странный чин был назван в приказе 1921 г., он обозначал, по-видимому, моряка — ветерана РККФ. На обоих рукавах ниже локтя у него имелась большая красная звезда с желтой окантовкой. У него отсутствовали 3 белые полоски на обшлагах.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 08-06-2012 16:43
 


Матрос-черноморец А.В.Полупанов. Фото (приблизительно) 1918-1919 гг.
Black Sea Sailor A.V. Polupanov. Photo (approximately) 1918-1919.



Моряки в составе отряда Красной армии / Sailors in the detachment of the Red Army

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 08-06-2012 18:08
 
Ну что же, тема обширная, важная... Как и все остальные, будем пополнять по мере поступлении материала.
Вот некоторые сведения о обмундировании Балтфлота на начало 1922 года. Давно держал.

Quote:
В то время форма для начсостава еще не была утверждена. Кто что мог, тот в том и ходил, по возможности подделываясь под флотский стиль. Перешивали фланелевки под кителя со стоячим воротником, донашивали старую офицерскую форму, разумеется, без старых погон. В качестве верхней одежды носили длиннополые бушлаты. Форму нам стали выдавать летом 1922 года, незадолго до прибытия на флот красных командиров - краскомов, только что выпущенных из училища.

Ю.А.Пантелеев. Полвека на флоте. М., 1974. С.35

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 08-06-2012 18:28
 
В Гражданскую боевые действия на морях и реках были в большинстве неактивными, поэтому большинство моряков воевали на суше в составе обычной пехоты. Вот, к примеру, пара таких примеров:
Quote:
Август 1918 г., Каслинский завод, Челябинский уезд. Из воспоминаний красногвардейца Г.С.Ермакова:

Мы стояли в боевом карауле близ станции Верхнейвинск горнозаводской железной дороги. Ночь прошла без тревоги. На заре, как только начали перекликаться птицы, послышался выстрел. Затем выстрелы послышались все чаще и чаще. На станции стоял штаб Второго горного полка. Тут же находился отряд моряков, которые носили на фуражках надпись: „Лучше смерть, чем рабство".


http://www.chelyabinskaya-oblast.ru/content/prikhod-krasnykh-voisk
Quote:
11 августа 1918 г., бои под Екатеринбургом. Отряд анархистов 2-й бригады Средней дивизии.

Главный бой за с.Балтым протекал 11 августа. По словам чехов - участников Первой Мировой войны, Балтым напоминал им какое-нибудь галицийское или волынское село, столько в нем было окопов, ям и ходов сообщений. Контратаки красных проводились с большим ожесточением, и в них участвовали построенные в несколько волн мобилизованная рабочая молодежь, мадьяры, эстонцы и матросы из Петроградской анархической дружины с черными ленточками на фуражках.


Кручинин А.М. "Даешь Екатеринбург!": военые действия в районе г.Екатеринбурга в августе 1918 г.//Белая армия. Белое дело. №6. Екатеринбург, 1999. С.18.

Конечно, сообщение о ленточках на фуражках несколько смущает, но возможно, что к тому времени матросы одели пехотное обмундирование. Таких примеров достаточно. Вот, к примеру, колоритный тип - Васько-Богдан. Матрос, "анархист-интернационалист", позже большевик, комиссар войск Брянского района в н.1918г., ушедший во глве отряда на Урал биться с чехами, позже командовал отрядом, 3-м Горным полком, а погиб в 1921 г. от рук махновцев.



Подчас на речных судах действовал специальный десант, который высаживался во время боев на берег. Самый известный отряд такого рода - это прославленный десантный отряд Волжской военной флотилии, под командованием начальника отряда Кожанова. Носил он в основном пехотное обмундирование, но нередко с матросскими бескозырками.
Quote:
К маю 1919 г. формирование отряда было закончено: существовали три роты морской пехоты, эскадрон кавалерии, одна батарея полевой артиллерии, пулеметная команда с 20 станковыми пулеметами, обоз, штаб, полиотдел, команда связи и морская команда. Отряд стал официально называться: "1-й Десантный отряд моряков Волжской военной флотилии". Так было написано и на ленточках матросских бескозырок."

Вспоминая былые походы. Воспоминания бывших бойцов Волжской военной флотилии. Горький, 1968. с.142.

Одновременно с появлением испровизированной "морской пехоты" появились и "конные матросы", когда матросы, сошедшие на берег, самостоятельно или по инициативе командования пересаживались на коней, став, хотя и необученной, но уже кавалерией. Вот только один пример такого рода.
Quote:
Отряд двигался к Ростову. 10 февраля он вышел к Каменному мосту. Шло накапливание сил в колонне Сиверса для наступления на казачью столицу.
На нашем правом фланге, в районе станции Морская, появилась необычная конница. Чувствовалась какая-то скрытая сила во всадниках, облаченных в пеструю одежду, хотя они мало походили на кавалерийскую часть. Некоторые всадники были одеты в морскую форму, другие же носили драгунские мундиры и матросские бескозырки. Как оказалось, матросы-черноморцы разоружили контрреволюционную конницу крымских татар и пробились из Крыма к нам. Мы не сомневались, что в боях моряки еще себя покажут.


Н.П.Еремеев. Поход Гатчинско-Путиловского отряда на юг//Питерцы на фронтах гражданской войны. Л., 1970. С.129

Автор имеет в виду знаменитые крымско-татарские эскадроны, которые формировались "Крымско-татарским национальным правительством" (существовало с декабря 1917 по февраль 1918 гг. под председательством Д. Сейдамета). Созданы были на основе Крымского конного полка царской армии (с 1909 г. - Крымского конного Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны). В начале 1918 г. "эскадронцы" пытались бороться против большевиков, и эта борьба стала одним из первых сражений гражданской войны на рубеже 1917-18 гг.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 10-06-2012 12:35
 


Бронекатер БК-2 Днепровской речной флотилии / BC-2 armored launch Dnieper River Flotilla


Бронированные дозорные катера (бронекатера типа «Д»)

Все 18 бронированных дозорных катеров были заказаны в США фирме «Муллинс и K°». К марту 1916 г, катера доставили из США в Петроград через Владивосток.

Quote:
Данные бронированного дозорного катера типа «Д»

Водоизмещение, т: проектное 6,5; полное на 1933 г — 10
Длина наибольшая, м — 9,21
Ширина наибольшая, м — 2,47
Осадка, м: проектная — 0,61; фактическая на 1933 г — 0,85
Высота максимальная от уровня воды (по крыше пулеметной башни), м — 1,52
Число тонн на 1 см осадки — 0,18

По проекту вооружение катера должно было состоять из одного пулемета «Максим» во вращающейся башне. Максимальный угол возвышения пулемета +35°. Боекомплект — 8 пулеметных лент (2000 патронов).

В 1917 г. уже на фронте на катерах стали ставить второй пулемет «Максим» на корме на открытой тумбовой установке. Позднее второй пулемет заменили 37-мм пушкой Гочкиса на тумбе без щита. Пушка была приспособлена для зенитной стрельбы. Максимальный угол возвышения ее составлял +70°. Длина ствола 20 калибров.

Вес снаряда около 0,5 кг. В боекомплект входили осколочные гранаты весьма слабого действия и картечь Розенберга. Табличная дальность стрельбы 2000 м. Скорострельность до 15 выстр./мин. Боекомплект — 200 выстрелов.

В перегруз катер мог принять две мины типа «Д» с кошками на палубе.

Броневой пояс у машинного отделения имел толщину 6 мм. Пулеметная башня окружена 7-мм броней. Палуба не бронирована.

Первоначально катера имели бензиновые двигатели Стерлинга мощностью 85 л.с. В 1920-х годах их заменили на бензиновые моторы системы «Скрипс» мощностью 100 л. с при 1200 об/мин. Движитель — один винт. Запас топлива — 700 кг бензина. Расход топлива в час — 20 кг. Скорость по течению (на Днепре) — 14–16 км/час, против течения 9–11 км/час. Экономический ход тот же, что и наибольший. Дальность плавания по течению — 560 км, против течения — 350 км. Радиоустановки и шлюпки не было.

Экипаж 7 человек: младшего начальственного состава — 2; рядового состава — 5.

..Весной 1916 г. Генштаб решил направить на фронт 16 дозорных бронекатеров с четырьмя офицерами и 96 нижними чинами. Два бронекатера было решено оставить в Петрограде в качестве учебных для подготовки личного состава катеров.

Однако отправка катеров затянулась, и лишь с 26 мая по 11 июня 1916 г. 12 бронекатеров прибыли в Мозырь. Доставшиеся четыре бронекатера были отправлены в Двинск в распоряжение 5-й армии. На Двине 26 мая из этих катеров образовали взвод бронекатеров 5-й армии. Базой катеров стало местечко Двинская Погулянка.

Катера в 1916 г. несколько раз участвовали в боях с немцами. Вечером 29 августа катер № 8 накрыл пулеметным огнем двигавшуюся вдоль берега пехоту противника. В ходе боя катер получил прямое попадание 152-мм снаряда, который пробил катер насквозь, не разорвавшись. Катер перевернулся и затонул. Два человека были убиты, остальные выплыли на берег. 10 сентября 1916 г. катер № 8 был поднят и отведен в Двинскую Погулянку. А 23 октября его отправили на ремонт в Петроград. Остальные три бронекатера 17 ноября были переведены в Двинск и вытащены на берег для зимовки.

В 1917 г. три бронекатера 5-й армии (№ 9, 10 и 11) в боевых действиях участия практически не принимали. В связи с начавшимся развалом армии бронекатер № 8, отремонтированный в Петрограде, решили в армию не отправлять. К ноябрю 1917 г. катера № 9, 10 и 11 перевезли в тыл в Псков, а там в феврале 1918 г. их захватили немцы.

12 катеров, отправленные в 1916 г. в Мозырь, были также захвачены немцами зимой 1917–1918 гг. В начале 1918 г. 6 из них эксплуатировались немцами на реке Днепр в качестве сторожевых катеров.

8 ноябре 1918 г., отступая, немцы бросили катера, и их захватили петлюровцы, но за зимним временем использовать их не могли, а 5 февраля 1919 г. в Киев вступили красные.

Малограмотные краскомы, приступившие к организации красной флотилии на Днепре, решили, что эти катера изготовлены в Германии и доставлены на Днепр в ходе оккупации в 1918 г. На это заявление «купились» и ряд современных историков флота, включая С.С. Бережного, объявившего их «бывшими БКА австро-германского флота» (?!)

16 марта 1919 г. красные начали ремонт пяти бронекатеров, получивших номера 1, 2, 3, 4 и 5. Бронекатерам были присвоены «громкие» названия: № 2 — «Ленин», № 5 — «Шевченко», а остальные — «Украинец», «Коммунист» и «К. Маркс». Правда, через несколько недель командование решило, что сии имена мало подходят к 9-тонным катерам, и у них остались только номера.

Ремонт первого бронекатера был закончен 4 апреля 1919 г., и в тот же день он отправился в поход. Банда атамана Зеленого в районе Триполья захватила несколько проходивших мимо по Днепру пароходов. Против банды были направлены бронекатер и пароход с десантом, а по берегу параллельно шел отряд красной кавалерии. Но красную кавалерию на берегу разоружили местные крестьяне, десантники встретили сильный отпор бандитов Зеленого и после двухчасовой перестрелки ретировались вверх по Днепру.

9 апреля была предпринята операция по ликвидации банд в 10–15 верстах выше Киева в районе Вышгород — Балки — Петровицы. Туда отправили канонерку «Курьер», вооруженную двумя 76-мм полевыми пушками обр. 1902 г. на колесах, бронекатер № 2 («Ленин») и 3 парохода с десантом в 450 человек. По донесениям, десант в тот же день разоружил все банды, почти не понеся потерь. Судя по всему, банды ушли, а разоружены были местные крестьяне.

26 апреля в район Чернобыля был отправлен отряд кораблей флотилии в составе канонерок «Курьер», «Самуил» (по два 76-мм орудия), бронекатера № 5 и пароходов с десантом. 27–30 апреля канонерки и бронекатер поддерживали десантников огнем у Глебовки, Печек и Домантово.

1 мая канонерки и бронекатер подошли к самому Чернобылю, незамеченные из-за сильного дождя, и захватили там 7 пароходов. Банда Струка бежала из города.

4 мая флотилия начала операцию южней Киева (район Триполья) по ликвидации банды атамана Зеленого. В ходе боев с бандитами у бронекатера № 1 заглох мотор, и его течением снесло на мель. Около сорока бандитов пытались захватить катер, но его спасла подошедшая канонерка «Курьер».

21 мая бронекатера вместе с другими кораблями флотилии с боем заняли город Черкассы. После этого канонерка «Самуил» вместе с бронекатером № 5 были отправлены на реку Припять, где без формального объявления войны начали наступление поляки.

На Припяти канонерка «Арнольд» и бронекатер № 5 22 июня провели глубокую разведку в тылу поляков (на несколько десятков километров) в районе Качановичи и, обстреляв противника, без потерь возвратились обратно.

27 июля бронекатера № 2 и № 5 под прикрытием канонерки «Арнольд» провели блестящие операции в тылу поляков у деревни Особовичи. Бронекатера высадили десант, который заложил взрывчатку под опоры моста и взорвал его с таким расчетом, чтобы упавшие опоры не заграждали фарватер.

Успешные действия бронекатеров и канонерской лодки флотилии в значительной степени объяснялись тем, что по болотистым берегам Припяти артиллерия передвигалась с трудом. Но там, где река близко подходила к железной дороге, поляки использовали бронепоезда, отгонявшие корабли.

28 августа 1919 г. Киев был взят Деникиным. Основная часть красной Днепровской флотилии была эвакуирована в Гомель. Причем 25 % личного состава флотилии предпочли остаться в Киеве и не эвакуировались. Во флотилии была полная анархия. На 2300 человек было только 63 коммуниста и 40 «сочувствующих». Кстати, только в Гомеле флотилия была переведена в Морское ведомство, до этого она была в подчинении местных военных частей.

Во второй половине 1919 г. бронекатера в боевых действиях не участвовали «из-за отсутствия запасных частей и хорошего топлива». Зиму 1919/20 г. бронекатера провели в Гомеле.

В начале апреля 1920 г. бронекатер № 4 был послан с отрядом канонерок на реку Березина для помощи 16-й армии, Вскоре туда направили и другие бронекатера.

6 апреля 1920 г. Киев был занят поляками. К этому времени бронекатер № 4 находился на Березине, а бронекатера № 1 и № 3 — в Гомеле. Часть кораблей Днепровской флотилии оказалась ниже Киева. Среди них были бронекатера № 2 и № 5, которые ремонтировались в Екатеринославе.

В начале июля поляки были выбиты с Днепра и Припяти. Боевые действия прекратились.

Летом 1920 г. в результате аварии затонул бронекатер № 1. Три бронекатера (№ 2, 3 и 4) 16 сентября 1920 г. были переданы в Днепровский отряд кораблей Черного моря. Еще раньше туда прибыл с Днепра бронекатер № 17, не входивший в боевой состав Днепровской флотилии.

На Черном море и Западной Двине

11 ноября 1920 г. бронекатера № 2, 3 и 4 участвовали в десанте красной Усть-Днепровской флотилии в районе Алешки — Голая Пристань. На бронекатере № 4 был пробит бензобак и возник пожар. Моторист закрыл бензобак шинелью, и пожар был потушен.

Бронекатер № 2, высадив десант, вел обстрел берега из пулемета. В это время со стороны Херсона показались два белых катера. Наперерез им пошел бронекатер № 3 и открыл огонь из пулемета. Катера противника развернулись и ушли в сторону Херсона. За этот бой командира бронекатера № 3 И.Н. Пыщкина и командира бронекатера № 4 Г.Г. Богдюкевича наградили орденами Красного Знамени.

Бронекатер № 17 7 сентября 1920 г. прибыл в Николаев, но в боевых действиях участия не принимал, так как к нему не был доставлен мотор. Его оставили на хранение в Николаевском порту и впоследствии разобрали на запчасти, а остатки сдали на лом.

В январе 1921 г. бронекатера № 2, 3 и 4 были переклассифицированы в сторожевые катера и получили названия СКА № 2, 3 и 4. До 25 мая 1922 г. эти СКА находились в боевом составе Усть-Днепровской флотилии. А затем, в связи с расформированием флотилии, их передали на хранение в Николаевский порт.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 11-06-2012 19:26
 


Командир морского пехотного полка, 1918-22 / Commander, Naval Infantry Regiment, 1918-22

Когда после Октябрьской революции матросы понадобились для службы на суше, из них были сформированы пешие Морские полки. В дальнейшем отряды морской пехоты были сформированы на основных военно-морских базах из экипажей Черноморского флота, корабли которых были затоплены, чтобы не попасть в руки немцев. Несколько других флотов и флотилий также сформировали добровольческие части морской пехоты.
Морская пехота широко использовалась для несения службы на суше, часто на самые жарких участках фронта, так как моряки были известны своим высоким моральным духом и верностью коммунистическим идеалам. Высокий уровень технической подготовки сделал моряков высоко ценимыми специалистами и они были приоритетным выбором для формирования экипажей бронепоездов, артиллерийских и пулеметных подразделений.
Морская пехота была преимущественно одета в сочетание униформы Императорской Армии и Флота, но без знаков различия и погон, отмененных в 1917 году. Этот моряк носит бескозырку с названием эсминца Черноморского флота "Керчь" на ленте. Его черный бушлат имеет золотой якорь на рукаве. Полосатая тельняшка давно стала объектом большой гордости военных моряков, её носили практически как знак принадлежности к флоту. В соответствии с неписанным кодом чести ВМФ, когда моряк остался разделся до тельняшки в бою, это делало невозможным его сдачу или отступление. Белые парусиновые брюки морской робы, заправлены в пехотные сапоги, но могут, в равной степени, носиться навыпуск.
Моряк вооружен револьвером "Наган" и офицерским кортиком, традиционным символом власти в Императорском Военно-Морском Флоте.

When, after the October revolution, sailors were required for service on land, they were formed into Matrosskiye pekhotniye polki literally sailors' foot regiments. Further naval infantry units were formed in major naval bases from the crews of the Black Sea Fleet after the ships were scuttled, so as not to fall into German hands. Several other fleets and flotillas also raised volunteer naval infantry units.
Naval infantry saw widespread land service, often in the hottest of actions, since sailors were renowned for their high morale and loyalty to communist ideals. A high level of technical training made sailors highly sought after for specialist duties, and they were a favourite choice for crews of armoured trains, and artillery and machine-gun units.
Naval infantry were dressed in a combination of Imperial Army and Navy uniforms, but without the insignia and shoulder-boards abolished in 1917. This sailor has a beskoizirka (peakless cap) with the band of name Black Sea Fleet destroyer Kerch. His black bushlat (reefer jacket) has a gold anchor sleeve badge which. The black and white telniashka undershirt had long been the object of great naval pride, and was worn almost as a branch-of-service badge. According to the Navy's code of honour, when a sailor stripped to his telniashka in battle, this made it impossible for him to surrender or retreat. The white canvas trousers are tucked into infantry jack-boots but could equally be worn loose.
Weapons include a Nagant revolver and an officer's kortik (dirk), a traditional symbol of authority in the Imperial Navy.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 14-06-2012 15:02
 


Матрос на субботнике, 1918 (?) / A sailor on the subbotnik (day of voluntary unpaid labor for the benefit of the Soviet republics), 1918 (?)



Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 19-06-2012 16:23
 
Сентябрь 1919 года, Южный фронт, команда бронепоезда "имени 18 сентября" (название в честь даты захвата поезда у Деникина):

"Знакомство наше началось с того, что Гавро приказал своим интендантам поделиться с командой бронепоезда обмундированием. По тем временам это была неслыханная щедрость. Индентанты поворчали, но приказ выполнили. Для нас это оказалось более чем кстати - бушлаты и форменки у матросов совсем обтрепались, от тельняшек осталось одно воспоминание, а погода стояла холодная. Получив белье, гимнастерки, сапоги и шинели, ребята оставили от старой формы лишь бескозырки, которые берегли как зеницу ока и не пожелали менять ни на фуражки, ни на папахи. Мне все же пришлось одеть фуражку: к мохнатой казацкой бурке, которую я получил в подарок от Гавро, совсем не подходила бескозырка".

А.П.Цупов-Шапильский. Матросы сходят на берег. М., 1970. С.151

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 28-06-2012 15:19
 




Патруль матросов проверяет документы.



Матросы отряда внутреннего порядка. Петроград. 1919 г.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Worker-Peasant Red Fleet (RKKF), 1917-1921
Sent: 30-06-2012 01:07
 
Падение Казани - мнение другой стороны.

А. С. ЛЕОНТЬЕВ

ВОЛГА В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Впервые в истории великой русской реки волгари весной 1918 года начали навигацию, навсегда освободившись от эксплуатации со стороны вековых своих угнетателей пароходчиков Сироткиных, Бугровых, Башкировых, Земляновых, Стахеевых, Мешковых и других, а также акционеров пароходных обществ «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Русь», «Бр. Нобель» и им подобных.

Нужно было видеть, с какой любовью и добросовестностью волгари заканчивали ремонт своих судов и подготовку их к открытию навигации, чтобы понять объявшую их радость свободного труда на себя, на свое пролетарское государство.

Уставший от затянувшейся империалистической войны, русский трудовой народ, сбросивший в мусорную яму истории царя, а затем помещиков и капиталистов, казалось, заслужил спокойную жизнь, чтобы перейти к мирному труду по строительству социалистического общества. Но это, к сожалению, только казалось...

Помещики и фабриканты, реакционные' царские ге-нералы и офицеры, черносотенное духовенство, кулаки и прочие тунеядцы, веками жившие за счет страданий /78/ рабочих и беднейших крестьян, объявили крестовый по־ ход и пошли войной против молодой Республики Советов.

в начале июня 1918 года пароход «Юрий Суздальский», на котором я плавал старшим помощником капитана, шел пассажирским рейсом из Рыбинска в Саратов.

Мы прошли последний перед Симбирском Головкинский перекат и вскоре спустились к высокому правому берегу реки, к так называемым Ундоровским горам, преддверию и прообразу Жигулей.

Вот и Симбирск. Но почему-то он сегодня необычен. На рейде, против пассажирских пристаней и выше, в большом количестве разбросаны на якорях баржи и пароходы. Как будто кто-то умышленно задержал их здесь, и они растянулись на несколько километров параллельна Часовенскому острову.

— Посмотри, Степаныч, — сказал мне лоцман, — кажется, у пристани стоят вооруженные пароходы, не иначе как и здесь война началась...

Я посмотрел в бинокль и увидел, что около одного из дебаркадеров действительно стоят в три «пыжа» (ряда), буксиры, на корме каждого из них установлены полевые орудия, на палубе много военных моряков. На сиянии колеса стрежневого (крайнего) судна надпись «Братство». Чуть пониже вооруженных судов, у товарной пристани, пришвартовался грузопассажирский пароход «Илья Муромец» с большим красным крестом на штурвальной рубке. Сомнений не оставалось.

Я приказал вахтенному матросу разбудить капитана, отдыхавшего после ночной вахты. Не успел наш пароход как следует пришвартоваться к верхнему свободному дебаркадеру, как на палубе появилась группа вооруженных людей. Один из них в кожаной тужурке с наганом за поясом подошел ко мне и отрекомендовался комиссаром Симбирского отряда вооруженных судов Берлином. Я назвал себя.

— Позовите капитана!

— Есть, позвать капитана.

Когда на палубу спустился капитан парохода «Юрий Суздальский» тов. Лобачев Α. Α., тов. Берлин сказал:

— Дальше ваш пароход не пойдет. Самара захвачена белогвардейцами и чехословаками. Они начали военные действия против Советов и двигаются на Симбирск. /79/ Ваш пароход мы берем под штаб отряда. Сдавайте груз и пассажиров. Подробности вам скажет вот этот товарищ, назначенный комендантом штаба.

Сделав шаг вперед и приложив два пальца к лихо надетой бескозырке, на середину палубы вышел уже не молодой военный моряк, накрест опоясанный поверх бушлата, пулеметной лентой, с револьвером и двуря гранатами за туго стянутым ремнем.

Капитан пытался возражать против захвата парохода, но ему напомнили, что в военное время следует выполнять приказания без всяких рассуждений.

В Симбирске мы простояли около месяца. В это время на боевых судах «Лев», «Ольга», «Братство» и «Дело Совета» трудящимися местных заводов и затонов заканчивались работы по вооружению, подкреплялись палубы под кормовыми орудиями, укреплялись на кронштейнах пулеметы. Штурвальные рубки пароходов были обложены мешками с песком.

Костяк экипажей боевых судов составляли прибывшие с Черного и Балтийского морей военные моряки, готовые умереть, но не отдать завоеваний Советской власти. Полной противоположностью им являлся командующий Нейбергер. Бывший офицер царской службы Нейбергер происходил, как он сам об этом сказал на общем собрании экипажей боевых судов, из дворянской семьи. Он явно не сочувствовал Советской власти. На вопрос, заданный ему на этом собрании, что его заставило пойти на службу к большевикам и каково его отношение к новой власти, он уклонился от прямого и ясного ответа, промолвив что-то невнятное, вроде: «Пошел потому, что пить-есть надо, у меня семья» (вскоре он изменил Poдине)...

На нашем судне также произошли изменения. Приказом по Симбирскому отряду вооруженных судов грузо-пассажирский пароход «Юрий Суздальский» был зачислен в состав отряда в качестве штабного судна. Вместо заболевшего и уехавшего с судна капитана тов. Лобачева, капитаном парохода был назначен я.

В каютах I и II классов разместился командный состав и работники штаба отряда; в трюмы парохода был принят большой груз боеприпасов, горючего и продовольствия, в цистерны — полная кладка мазута. Ежедневно, по общей команде, на судах отряда поднимались и спус/80/кались флаги, сигнальщики штаба без конца были заняты передачей на боевые суда различных приказаний.

В связи с назначением военного коменданта от штаба отряда, находившийся на нашем пароходе комендант от Управления охраны судов и грузов Волжского бассейна, тов. Белов С. И. стал выполнять обязанности третьего помощника капитана.

Первым, готовым к боевым операциям, оказался вооруженный пароход «Дело Совета» под командованием тов. Маякова, который сразу же был отправлен в дозор вниз по Волге.

Вот он, сделав оборот много выше симбирских пристаней, медленно сплывает вниз к ходовому пролету железнодорожного моста, непрерывно оглашая воздух прощальными гудками. На мостике и палубе выстроился весь экипаж в составе более пятидесяти человек. Все машут фуражками. Боевые суда, пассажирские и буксирные пароходы, стоявшие у дебаркадеров и на якорях на рейде, отвечают ему мощными гудками, с боевых судов слыл шатся выкрики: «До свидания, товарищи!», «Счастливого пути», «Смерть врагам революции!»

Сотни людей: моряков, речников, трудящихся города Симбирска провожали первенца флотилии в первый и, как оказалось впоследствии, в последний боевой путь.

Спустившись до села Климовки, что в 120 км ниже Симбирска, «Дело Совета» через несколько дней вступил в бой с тремя кораблями противника, потопил один и повредил другой пароход врага.

Спустя два дня к месту дежурства «Дела Совета» подошли основные силы флотилии бело-чехословаков. Несколько часов длился неравный бой, окончившийся геройской гибелью советского боевого парохода. Это было вечером 21 июля.

Весть о гибели «Дела Совета» и части экипажа отозвалась резкой болью в сердцах бойцов остальных кораблей отряда. На созванном по этому поводу митинге была принята резолюция, в которой моряки поклялись жестоко отомстить за погибших товарищей.

Между тем контрреволюция не дремала, ее агенты, пролезшие в некоторые советские учреждения и организации города, делали свое черное дело. Так, по совершенно непонятным соображениям, на рейде продолжали оставаться суда с ценными грузами, хотя падение города ожи/81/далось со дня на день, и они могли попасть в руки врага· Фактически так и произошло с самоходной баржей «Данилиха», прибывшеи из Нижнего Новгорода с большим количеством груза сахара, табачных и кондитерских изделий, мануфактуры, резиновых галош и других промтоваров, предназначавшихся для обмена на хлеб в низовьях Волги.

Не встречая организованного сопротивления со стороны отступающих слабых, наспех созданных отрядов Красной Армии, белые приближались из степей к Волге.

Ввиду угрозы перехвата Волги противником у Симбирска, наша флотилия отошла вверх к городу Тетюшам, что в 100 километрах выше Симбирска.

В Тетюшах мы пришвартовались к большому грузо-пассажирскому пароходу «Миссури», на котором находился штаб и личная охрана начальника укрепленного района города Казани «левого» эсера Трофимовского, тайного соучастника изменника Муравьева.

Трофимовский хвастался, что создал вокруг Казани неприступные позиции. По его словам, многочисленные батареи им были расставлены по всему правому горному берегу Волги, начиная от Сюкеевских гор до Казани, которые-де разгромят или в крайности приостановят продвижение белогвардейской военной флотилии вверх по реке. «О сдаче Казани не может быть и речи», — хвастливо заявил он.

Действительность опрокинула лицемерные заявления замаскировавшегося предателя. На всем протяжении Волги, начиная от впадения в нее Камы, где на горе Лобач можно было организовать прекрасный наблюдательный пункт и установить артиллерийскую батарею, и до ближних подступов к Казани фактически не оказалось ни одного орудия. Между тем даже 2-3 трехдюймовые пушки, взяв под прицельный огонь один из бесчисленных на этом плесе перекатов, могли бы парализовать действия вражеской флотилии и надолго задержать ее движение к Казани. (После падения Казани по приговору Ревтрибунала Трофимовский был расстрелян).

1 августа утром наши боевые суда «Лев», «Братство» и «Ольга» отошли от Тетюшской пристани и, сделав оборот, полным ходом пошли вниз по реке навстречу появившейся на горизонте белой флотилии. Около деревни Балымеры (в 13 км ниже Тетюш) произошёл двухчасо/82/вой ожесточенный бой, который решил участь города и пристани Тетюши. Наша флотилия была вынуждена медленно с боем отступить ввиду явного численного перевеса флотилии противника.

Но главное, конечно, было не в превосходстве белогвардейцев, а в предательстве командного состава нашей флотилии, которое, очевидно, даже не ставило перед собой задачи остановить противника на дальних подступах к Казани.

Спустя два дня нроизошел речной бой за Богородск (Камское устье), в котором красные моряки показали свое мужество и способность побеждать не числом, а уменьем. Буквально засыпаемые снарядами с вражеских судов, наши боевики яростно отгрызались от противника, борясь до последней возможности за этот важный речной рубеж.

Кроме того, надо было во что бы то ни стало задержать белогвардейскую флотилию и дать возможность уйти из Богородска в Казань полутора десяткам грузо-пассажирских пароходов, переполненных советскими людьми, в там числе женщинами, стариками и детьми.

Но вот среди наших боевых судов появилось какое-то замешательство. Одно за другим они стали покидать поле боя, ведя неорганизованный, одиночный огонь. С ближайшего из них на наш пароход сигнальщик передал, что находившийся во время боя на моторной лодке «Маркиза» командующий Нейбергер сбежал, и чтобы мы отходили вверх по реке, прикрывая пассажирские пароходы.

Замаскировавшийся враг нанес предательский удар в спину. Штаб отряда судов фактически остался без руководства.

К чести военных моряков Симбирского отряда вооруженных судов следует сказать, что они оценили всю опасность создавшейся обстановки и, рискуя собственной жизнью, время от времени вступали в неравные схватки с обнаглевшим врагом. Задерживая таким путем белогвардейскую флотилию, они дали возможность всем товаро-пассажирским судам благополучно уйти вверх по Волге.

Измена командующего отрядом Нейбергера, перебежавшего к белым в решающий момент боя за Камское устье, не вызвала, как на это рассчитывал враг, растерянности, а тем более паники среди защитников революции. Наоборот, подлый акт предателя вызвал среди них /83/ прилив жесточайшего озлобления против врагов. В последующих боях на ближних подступах к Казани они не раз показывали примеры героизма, граничащего с самопожертвованием, чтобы возможно дольше задержать продвижение судов вражеской флотилии.

Трудящиеся города Ульяновска, вооружившие суда красной военной флотилии, вправе гордиться своим детищем: боевиками «Дело Совета», «Лев», «Братство» и «Ольга» и их мужественными экипажами, покрывшими свои знамена неувядаемой воинской славой.

Гражданская война в Симбирской губернии. Сб.воспоминаний. Симбирск, 1958. С.78-84

1 - 10  11 - 20  Next   Last
New Products
Soviet commander in uniform m.1919; 28 mm
Soviet commander in uniform m.1919; 28 mm
$ 3.70
Russian warrior with the banner of St. George, 11-13 centuries; 54 mm
Russian warrior with the banner of St. George, 11-13 centuries; 54 mm
$ 4.35
Heavily armed Mongol warrior, 13th century; 54 mm
Heavily armed Mongol warrior, 13th century; 54 mm
$ 4.73

Statistics

Currently Online: 3 Guests
Total number of messages: 2845
Total number of topics: 311
Total number of registered users: 1224
This page was built together in: 0.1058 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce