Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Russian Civil war / Гражданская война в России » Thread: Machine Gun carriage - Tachanka -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 17-05-2012 17:03
 
Журнал "Техника и вооружение" 12/2004

Автор: Рем Уланов



ПУЛЕМЁТНАЯ ТАЧАНКА
Machine Gun carriage - Tachanka

Россия при всех своих необъятных просторах к концу 19 века обустроилась сетью железных дорог. Но гужевой транспорт — лошади, их упряжь, телеги, повозки, экипажи и пролетки остались существенной частью быта и жизни россиян.

В семьях наших родственников от мала до велика были все лошадниками. Мужья моих теток были кузнецами. Один в Первую мировую войну ковал лошадей. Когда не было ковочного станка, лошадь валили на бок и несколько солдат держали ее ногу. Другой ковал подковы, металлические оси, шкворни. Делал гнутые украшения, чинил ружья, граммофоны, жатки и плуги. Их дети с 8-10 лет, включая и девочек, могли запрягать лошадей и лечить ссадины. Люди, лошади, телеги и сбруя были соединены для жизни, работы и быстрой езды.



Зенитный пулемет «Максим» на тачанке / Anti-aircraft machine gun "Maxim" on a Tachanka

Однажды я задумался: а как же можно управлять четверкой лошадей, скачущих во всю силу? Управляемы ли они, или скачут, не соображая, куда и зачем? В упряжь вводятся разные лошади — одни порезвей, другие спокойней. Ездовые лошади могут быть и работягами и лентяями. Добрыми и злыми. Могут упрямиться и подхватывать «на унос». Работая с ними надо знать их повадки: тяга друг к другу, подражанию, порыву к бегству от опасности, зачастую мнимой.

Тройка лошадей с сильным коренником в оглоблях с дугой и колокольчиком включала еще двух пристяжных. При сравнительно небольшом весе брички или саней с одним кучером и двумя седоками она с большой скоростью рысью, местами галопом, могла двигаться на большие расстояния.



Пулеметный расчет / Machine-gun crew

В артиллерии с конца XIX века и почти половину XX века конная упряжка успешно тащила полковую трехдюймовую пушку. В упряжку входила четверка, а иногда и шестерка лошадей. Первая пара дышловая. Вторая — пристяжная — цугом. При массе до 1000 кг, составленной зарядным ящиком и самой пушкой, эта упряжка, не будучи быстроходной, была вездеходной. Когда лошади не справлялись на подъеме или в грязи, артиллерийский расчет помогал им.

Для пулеметной тачанки, масса которой с людьми, тяжелым станковым пулеметом, коробками с патронами, запасом воды и фуража превышала 1000 кг, трех лошадей было недостаточно. При крутом спуске один коренник не мог удержать повозку. У пароконной системы, которая была заложена в основу, проблема крутого спуска решалась проще, хотя пристяжные при торможении не работали. В редких случаях пулеметная тачанка имела в упряжке двух сильных лошадей.

Первая конная армия была крупным оперативным соединением в Красной армии, созданная декретом правительства в ноябре 1919 г. в период гражданской войны. Командующим армии был назначен будущий маршал Советского Союза — Семен Михайлович Буденный, до этого командир кавалерийского корпуса в составе 4-й и 8-й кавалерийских дивизий. Членами реввоенсовета армии были К.Е. Ворошилов и Е.А. Щаденко. Первоначальный состав первой конной армии: 4-я, 6-я и 11-я кавалерийские дивизии, пять бронепоездов, три авиаотряда, инженерные и другие вспомогательные войска. В марте 1920 г. в состав армии была введена 14-я кавалерийская дивизия, а в апреле — особая кавалерийская бригада.



В операциях Красной армии в 1919—1920 гг. первая конная армия являлась решающей ударной силой при разгроме армий Деникина, Врангеля и белополяков. Общее протяжение боевых походов первой конной достигло 10 тыс. км.

Существует ошибочное мнение, что появление пулеметных тачанок связано с именем батьки Махно. Это не совсем верно. Анархист Махно с его приверженностью к «полной свободе» личности, собрал вокруг себя банду уголовных элементов и авантюристов, стремившихся к собственному обогащению, промышляя грабежом населения и нападая на железнодорожные поезда. В этом плане он был полностью свободен. Отдельные группы бандитов в силу своей тактики стремились быть высокоподвижными. Каждый махновец имел своего коня и личное оружие — шашку-лиходейку и «маузер». Они не имели артиллерии и пулеметов. На тачанках перевозили свое награбленное барахло и небольшую типографию, на которой печатались прокламации и махновские «карбованцы» на плохой бумаге. Махновщина была в 1921 г. ликвидирована, а сам Нестор Иванович бежал за границу.

Подвижность пулеметам в полевых условиях в русской армии пытались придать еще до начала Первой мировой войны. На раму обычного артиллерийского зарядного ящика с двумя большими колесами устанавливался стандартный станковый пулемет «Максим». Его расчету — наводчику, второму номеру, подносчикам патронов на этой установке места не отводилось.



Классическая пулеметная тачанка, появившаяся в 1918 г. в России, сочетала в себе огонь пулемета, запас патронов, подвижность, скорость и прекрасную проходимость практически по любой местности в любое время года. Для горной местности тачанка не годилась. Недаром пулеметные тачанки появились на юге России в ее степях и на равнинах. Переправы через мелкие речушки с глубиной брода до одного метра легко ими преодолевались.

В качестве вооружения тачанок использовался пулемет системы Максима, разработанный в 80-х гг. XIX века. В 1910 г. с некоторыми изменениями он начал выпускаться в России. Опорная тренога, на которую опирался пулемет, была заменена станком на двух небольших колесах. Скорострельность пулемета достигала 250 выстрелов в минуту. Когда российскому императору Николаю II доложили о появлении нового образца скорострельного стрелкового оружия, он сказал: «Да где мы возьмем такое количество патронов». Тем не менее выпуск пулеметов в России был организован на оружейных заводах в Туле, Ижевске и Воткинске. Было построено несколько патронных заводов в Петербурге, Луганске и Симбирске. К началу Первой мировой войны оснащенность Российской армии пулеметами составляла около 60 шт. на дивизию, в германской — 600 шт., во французской — более 600 шт. В 1919 г. в период гражданской войны в России было изготовлено 6000 пулеметов, свыше одного млн. винтовок и 357 млн. патронов.

Кавалерийская дивизия при полном штате имела около 8000 красноармейцев и 64 станковых пулемета. Можно предположить, что часть из них числом до 25—30 располагалась на тачанках. На тачанках времен гражданской войны могли разместиться кроме основной еще четыре пулеметных коробки с патронами. На тачанках послевоенного выпуска перевозилось уже восемь коробок. Некоторая часть тачанок предназначалась для борьбы с вражескими самолетами и была оборудована устройством для зенитного пулемета «Максим» с патронной коробкой, вмещавшей 500 выстрелов.

Массы груза, размещаемого в тачанке, состояли из:

- Трех бойцов 80x3 = 240 кг;
- Пулемета в сборе 66 кг;
- Патронных коробок 10x5 =50 кг;
- Оружия и личных вещей 17x3 = 21 кг;
- Фуража для четырех лошадей на двое суток 16x4 = 32 кг;
- Провианта для бойцов на двое суток 9x2 = 18 кг

Всего — 427 кг.

В некоторых случаях тачанка двигалась со скоростью 43-54 км/ч по бездорожью.

Обычная армейская пароконная телега такой бы нагрузки не выдержала, как и крестьянская телега. Она просто бы развалилась. Наиболее подходящей для установки пулемета явилась распространенная в южных районах России пароконная коляска, рассчитанная на перевозку двух пассажиров с небольшой поклажей. Такие экипажи находились во владении у мелких помещиков, чиновников и зажиточных крестьян. Основу ее составляла рама из деревянных брусьев, соединенных металлическими накладками с помощью болтов и гаек. Передняя площадка ее служила опорой для ног кучера, средняя — сиденьем на облучке с ограждением металлическим прутом с крючьями для вожжей, которые кучер мог бы повесить, выпустив их из рук.

Далее — пол для ног пассажиров и сиденья для них.

Передняя наклонная стенка защищала кучера от комьев грязи, летевших из-под копыт лошадей. Задняя стенка являлась спинкой пассажирского сиденья. Боковые стенки, выполненные из гнутых брусьев, закрывались тонкими дощечками. Передняя и задняя оси были связаны с кузовом двумя полуэллиптическими рессорами, откованными из листовой стали с последующей закалкой. Передние концы рессор шарнирно соединялись с концами четверных рессор, другие концы их были соединены с поперечными полуэллиптическими рессорами. Такая подвеска колес обеспечивала мягкость хода экипажа, несмотря на отсутствие резиновых шин. Обручи стальных шин, одетые на колеса в горячем виде, надежно держались на любой дороге. Каждое колесо имело медную или латунную втулку в ступице и, будучи смазанными, легко вращались на стальных кованых осях, концы которых имели наклон в развал до 4°, обеспечивающих предотвращение сваливания колес. Массивные чугунные гайки колес (на левых колесах они имели левую резьбу) обеспечивали высокую надежность ходовой части. Надколенные крылья защищали пассажиров от грязи, летевшей от быстровращающихся колес. Передняя ось соединялась с экипажем шкворнем и поворачивалась с помощью дышла упряжкой лошадей. Хорошо выполненная пароконная рессорная коляска могла весить не более 500—650 кг.

Таким образом, общий вес экипажа (без учета веса лошадей) мог достигать 1000—1100 кг. Для двух даже сильных и хорошо обученных лошадей работа с ним была нелегкой. Облегчить ее могли бы две пристяжные, быстро заменяемые при необходимости лошади.

Значение нормальной силы тяги лошади при хорошем ее содержании можно принимать:


Собственный вес лошади, кг
Усилие тяги, кг

Легкая лошадь
250
60

Средняя лошадь
350
75

Тяжелая лошадь
450
90


При нескольких лошадях в одной упряжке эти значения тяги уменьшаются:

При двух лошадях — до 98% При трех лошадях — до 87% При четырех — до 80% При пяти — до 73% При шести — до 64% При восьми — до 49% Таким образом, общее усилие четверки лошадей составит 75 х 4 х 0,8 = = 240 кг. Динамический фактор, определяющий способность транспортной системы преодолевать сопротивление перемещению (кг тяги/кг веса), составит 0,24.

Учитывая, что лошади при дружном рывке могут довести общее усилие до 750 кг, динамический фактор возрастет до 0,7. Этот показатель превышает величину динамического фактора отечественного массового грузового автомобиля ГАЗ-АА, имевшего карбюраторный двигатель внутреннего сгорания мощностью 45—50 л.с.

Управление лошадьми выполнялось кучером с помощью вожжей, голоса и хлыста. Руки кучера держали четыре пары вожжей. В некоторых случаях пристяжные лошади имели по одной вожже.



Пулеметные тачанки перед парадом на Красной площади. 7 ноября 1941 г. / Machine-gun tachanka before the the parade on Red Square. November 7, 1941

В 1916 г. поголовье лошадей в России составляло 38 млн. голов. Первая мировая война, революция, интервенция и гражданская война унесли почти половину российских лошадей. Но в 1919 г. их оставалось много. Первая конная армия насчитывала до 30000 бойцов. Большая часть их были верховыми. Фураж, оружие, боеприпасы и медикаменты доставлялись гужевым транспортом. Без большой ошибки можно считать, с учетом общего количества пулеметов в вооружении первой конной, что количество в ней пулеметных тачанок не превышало 100—120 шт. Судя по картине художника Грекова (а в ее правдивости можно не сомневаться), в походе каждая тачанка сопровождалась четырьмя запасными лошадями, которые скакали на привязи за основной. Общее количество лошадей, обслуживающих тачанки, могло составлять 500—600 голов.

Управлять лошадьми, запряженными четверкой — настоящее искусство.

Сложно управлять четверкой лошадей даже в обычной обстановке. Но еще более сложно управление ими в боевой ситуации. Не имея никакой защиты людей и лошадей, тачанка легко может быть поражена пулями, осколками гранат и снарядов, шрапнелью.

На фронты гражданской войны были мобилизованы тысячи коммунистов и рабочих Петрограда, Москвы, Иваново-Вознесенска и других городов. В июне 1918 г. Совнарком объявил мобилизацию в Приволжском, Уральском и Западно-Сибирском военных округах. В армию призывались старые военные специалисты. Многие из них добровольно ушли на фронт, откликнувшись на воззвание генерала А.А. Брусилова, вскоре после Октябрьской революции перешедшего на сторону Советской власти. В Красную армию призывались мужчины, достигшие 23-летнего возраста. Для военных специалистов жесткого предела по возрасту не было. Ездовыми на тачанках были в основном молодые здоровые деревенские парни. За пулеметом сидели хорошо знающие устройство оружия крестьяне и рабочие. На крутых поворотах важно было не слететь с облучка, не выпустить из рук вожжей, удержать на месте пулемет и коробку с патронами. Лошадей нужно было вовремя кормить, чистить, лечить и беречь.

В середине 1930-х гг. пулеметную тачанку можно было видеть в фильмах о гражданской войне или на праздничных парадах, проходивших в больших городах или на Красной площади в Москве. Легендарные пулеметные тачанки были последними угасающими огнями ушедшей гражданской войны, памятью подвигам нашего народа, победившего белую гвардию, интервенцию и сохранившую нашу Родину от раздробления и потери самостоятельности. Тачанки уступили место броневикам и танкам, которых у нас не было сразу после революции. Созданная заново автомобильная, тракторная и танковая промышленность стала давать Красной армии достаточное количество военной техники.

Почему пулеметные тачанки при всех своих боевых качествах — силе огня, скорости перемещения, проходимости и живучести, уступили свое место моторам? Главное — они не имели защиты от ружейного огня, осколков гранат и снарядов. На один боевой ствол на тачанке приходилось 4-5 бойцов и до восьми лошадей. Сопоставление расхода на горюче-смазочные материалы с расходами на фураж: не в пользу последнего. Окончательную точку на широком применении пулеметных тачанок поставили появившиеся на вооружении бронеавтомобили повышенной проходимости на базе шасси ГАЗ-ААА и полноприводные автомобили Горьковского автозавода.



Пулеметные тачанки на улицах Бухареста. Август 1944 г. / Machine-gun tachanka on the street of Bucharest. August 1944

В грозном 1941 г., когда немецкая армия подошла так близко к Москве, что из полевого бинокля офицеры вермахта могли видеть крупные здания в центре города, на Красной площади состоялся парад войск. Пулеметные тачанки, стоящие перед выездом на Красную площадь, были готовы к движению. Всего четыре тачанки, в каждую из которых были впряжены по четыре белых коня. Казалось бы, в век моторов судьба тачанки как полноценного боевого средства была предрешена. Однако в августе 1944 г. пулеметные тачанки вошли в город Бухарест. Они с честью прошли все тяжелые испытания Великой Отечественной.

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 17-05-2012 18:19
 


Тачанка / Tachanka. Inscription: "The Death of Black bandit - Baron Wrangel!"

A regular civilian horse cart could be easily converted to military use and back. This made the tachanka very popular during the Great War on the Eastern Front, where it was used by the Russian cavalry. The use of tachankas reached its peak during the Russian Civil War (1917–1920s), particularly in the peasant regions of Southern Russia and Ukraine, where the fronts were fluid and mobile warfare gained much significance.

Tachanka tactics were centered around taking advantage of its speed to surprise the enemy. Tachankas, before the introduction of the tank or automobile to the battlefield, were the only way to provide high-speed mobility for the heavy, bulky machine guns of World War I. The speed of the horse-drawn cart would be used to move the machine gun platform to a favorable firing position, and then the enemy would be fired upon before they had a chance to react. Since the machine gun pointed towards the rear of the cart, the tachankas also provided effective suppressive fire onto pursuing enemy cavalry after raids and during retreats. Nestor Makhno pioneered the use of the tachanka en masse. Makhno's forces relied so heavily upon the use of the tachanka that one Makhnovite referred to himself and his fellow troops as "a republic on tachanki" The Revolutionary Insurrectionary Army of Ukraine used tachankas mainly against enemy cavalry. Makhnovists also used tachankas to transport infantry, thus improving mobility of the army (about 100 km each day). Tachankas soon became used by the Red Army, with the famous example of Vasily Chapayev.
Later, it was adopted by a number of armies, notably the Polish Army which used it during the Polish-Soviet War. Initially mostly improvised, with time the Polish Army also adopted two models of factory-made taczankas, as they were called in Poland. They were used during the Invasion of Poland of 1939 to provide cavalry squadron support. They were attached to every cavalry HMG squadron and HMG company of infantry.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 18-05-2012 15:11
 
Какая ж это махновская, если на ней красная звезда?
А про тачанки в воспоминаниях иногда попадается. Вот, к примеру, на Дону.

Quote:
В другом бою отличился пулеметчик Федор Нефедов. Небольшая группа казаков-агитаторов пошла в разведку. В балке мы наткнулись на колонну белоказаков. Хотя их было человек триста, мы вступили в бой. Мужественно дрались бойцы, но силы были слишком неравны. Надо было отойти, чтобы сохранить силы, а для этого необходимо было сдержать на некоторое время натиск врага, иначе, группа будет уничтожена.
Эту задачу взялся выполнить отличный пулеметчик Федор Нефедов. Хладнокровный в самых сложных (и опасных ситуациях, отчаянно храбрый, он не раз обращал в бегство белоказаков. В одном бою он прикрывал отход конницы. Противнику не удалось преодолеть полосу свинцового дождя, который преградил ему путь. Вдруг где-то ухнула пушка, и недалеко от пулеметной тачанки взвился серый фонтан. Осколком снаряда убило лошадь. Не прекращая вести огонь, пулеметчики запрягли в тачанку лошадь товарища, подскакавшего на выручку. Отстреливаясь, они умчались.
Да, Федору Нефедову вновь стоять насмерть, отражать бешеный натиск врага! Командир приказал ему:
- Вы должны продержаться полчаса. Любой ценой! В тачанку у вас впряжена четверка лошадей. Думаю, что потом сможете оторваться от погони.
Незаметно группа начала отходить. А сзади стрекотал пулемет. Иногда он умолкал, и тогда сердце наполнялось тревогой: не прикончили ли беляки пулеметчиков? Но снова, уже где-то в другом месте, раздавался стрекот. Постепенно пулеметные очерёди затихали. Вернувшись в отряд, все мы с напряжением вглядывались вдаль, не надеясь увидеть удалых пулеметчиков. Нашей радости не было конца, когда через несколько часов примчалась тачанка. Впалые бока лошадей были взмылены. Не один десяток километров прошли они. Еле держался на ногах и Федор. Лицо вытянулось, волосы слиплись. Только глаза по-прежнему блестели молодо и задорно, радостно.
- Вырвались! - воскликнули одновременно многие бойцы.
- Как видите! - улыбнулся Федор Нефедов, облизнув языком пересохшие и потрескавшиеся губы. - Держались, сколько могли... Разнюхали, видно, черти, что перед ними один пулемет, да и мы сами почуяли, что пора отходить! Но покажи им спину - в один миг прошьют... Как быть? Решение пришло неожиданно. Развернули пулемет хоботом назад, стеганули лошадей, и тачанка понеслась. А свинцовый град продолжал посыпать всадников противника. Вот еще один перекувырнулся, второй, третий... Остальные мало-помалу отстали.
Может быть, это был один из первых случаев такого применения пулеметной тачанки? Потом она получила широкое распространение на всех фронтах гражданской войны. Мы сердечно поздравили своего боевого товарища с блестящей победой.
Отряд красных конников зашагал вперед, навстречу новым боям, новым схваткам с врагами революции.

Д.И.Рябышев. Слово правды//Помнят степи донские... Ростов-на-Дону, 1967. С.192-193

Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 814

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 31-05-2012 16:10
 
Тачанка пулеметная из Волгоградского мемориально-исторического музея.
boomzoomer.livejournal.com/tag/%D0%A2%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Тип: военная техника
Размер: длина 260, ширина 165, высота 140 см
Техника: железо, жесть, дерево
Описание: Тачанка пулеметная - рессорная повозка с открытым деревянным кузовом, с коваными металлическими подножками и жестяными крыльями над колесами. На полке кузова установлен станковый пулемет "Максим", без щита, с заправленной в него пулеметной лентой из патронной коробки.
Сохранность: реконструкция
Восстановлена в 1976 г.











Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 28-06-2012 21:52
 
25 июня 1918 г., Ростово-Батайский фронт.

"Мироненко преследовал конницу немцев, Мозговой и Щербина навалились на части красновцев. Пулеметные тачанки, оборудованные бронезащитными листами, врезались в цепи противника и открыли уничтожающий огонь..."

Ф.Ф.Крутоголов. Огненные версты. Краснодар, 1975. С.51-52.




Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 13-12-2012 02:19
 
Позиционная стоянка в течение столь долгого времени дала возможность привести весь Сводно-кирасирский полк в блестящий вид. Особенно эффектный вид принимает полковая пулеметная команда временно командуемая корнетом Кисель-Загорянским, с ее отличным конским составом серой масти, пулеметами и пушкой Гочкиса на специально приспособленных подводах и тачанках, выкрашенных в защитный цвет. Краска для этой работы была любезно доставлена командиром английского крейсера «Калипсо», стоявшего в Азовском море Ак-Маная.

А. фон Баумгартен, А.Литвинов. Кирасиры Ее Величества в Гражданской войне // Офицеры российской гвардии в белой борьбе. М., Центрполиграф, 2002. С.316

У конюшен седлают лошадей: это конный взвод Б. Абашидзе; седлает сам Абашидзе и внимательно осматривает подпруги. Фиркс взгромождает два пулемёта на линейки и привязывает их ремнями. Это новая «добровольческая» система — система возить пулемёты на тачанках и линейках. Вот всё готово и можно двигаться. Шагом марш!

Столыпин А.А. Дневники 1919-1920 годов. Романовский И.П. Письма 1917-1920 годов. – Москва - Брюссель: Conference Sainte Trinity du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2011. Опубликовано: scepsis.ru/library/id_3187.html

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 23-12-2012 02:00
 
Редкий пример тачанки с надписью и революционной эмблемой.



Лозунг: "Вперед к победе". Судя по надписи, тачанка принадлежала пулеметному эскадрону 13-го кавалерийского полка бригады особого назначения.

Фото из Музея современной политической истории: tushinetc.livejournal.com/146279.html

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 24-02-2013 23:39
 
Замечательные, на мой взгляд, мемуары одного из пулеметчиков, которые воевал в составе 224-го полка 25-й Чапаевской дивизии. В своих воспоминаниях он подробно рассказывает о применявшейся тактике его пулеметной команды, воевавшей на тачанке. Воспоминания касаются советско-польской войны.

zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=1718

Уроки боя у станции Бородянка

Моя жизнь, как и большей части людей моего поколения, участников Гражданской и Великой Отечественной войн, во многом состояла из событий и происшествий, связанных с боями. С описания одного такого боя я и хочу начать свои воспоминания. Именно в результате этого боя я усвоил две истины, которые в дальнейшем стали руководящими в моей военной службе, а может быть, и вообще в жизни. Где-то в сознании мерцает слабая-преслабая мысль, что кому-то из нынешнего молодого поколения, только начинающего самостоятельную жизнь, окажется полезным знакомство с этими истинами...

Речь идет о наступательном бое, который вел с белополяками 224-й стрелковый полк 25-й Чапаевской дивизии. Перед полком, где я служил начальником пулемета в полковой конно-пулеметной команде, то есть являлся младшим командиром, была поставлена задача — выбить противника из села, расположенного на север от железнодорожной линии, идущей от Киева на Ковель, немного западнее станции Бородянка. Село, название которого я забыл (ведь со дня этого боя, имевшего место в начале июня 1920 года, прошло как-никак сорок восемь лет), находилось от железной дороги на расстоянии примерно в полтора километра, причем к самой железной дороге, проложенной на высокой песчаной насыпи, с северной и южной стороны примыкал лес. Таким образом, для овладения селом было необходимо, во-первых, скрытно подойти с юга к железнодорожной линии, преодолеть ее, сосредоточиться в небольшом лесу, там принять боевой порядок и как с исходного рубежа начать наступление по местности, представлявшей собой равнину.

Как раз напротив села, на железной дороге находилась будка, и около нее — переезд, единственный на участке наступления полка. За будкой и переездом располагался железнодорожный мост, состоявший из одной металлической фермы.

Наступление началось на рассвете погожего летнего дня, какие обычны на Украине в это время года. Пехота без особого труда преодолела высокую насыпь и переметнулась на другую сторону, где вблизи опушки леса рассредоточилась по всему участку наступления в цепь. Когда пехота начала продвигаться к селу, полковая пулеметная команда получила распоряжение переехать через насыпь. Сидя в тачанке, я увидел с переезда, как наши саперы разложили под фермой моста мощнейший костер из деревьев и шпал, чтобы таким образом вывести его из строя. Взрывчатых веществ, по-видимому, не было.

Тачанки с пулеметами, переехав через железную дорогу, быстро рассредоточились вдоль цепи и следовали на небольшом расстоянии позади пехоты. Заняв указанное место, наш расчет в составе моих проверенных боевых товарищей — ездового Миши Писарева, третьего номера Александра Писарева, второго номера Ивана Мироненко — и меня, первого номера и начальника пулемета, включился в бой, применяя привычную нам тактику. Пока цепь успешно продвигалась вперед, мы следовали за ней, в арьергарде боевого порядка пехоты. Как только пехота вынуждена была под пулеметным и ружейным огнем противника залечь, мы стремглав выехали на своей звонкой телеге (такие тогда были характерны для Новоузенского уезда Саратовской губернии) вперед, развернули ее пулеметом к противнику и своими очередями заставили его прекратить обстрел нашей пехоты. Под нашим прикрытием пехота, поднявшись с земли, перебежками обходила нас и продвигалась вперед насколько могла, пока снова под встречным огнем не прижималась к земле.

Так, перебежками, шло наше дружное наступление, и мы, преодолев расстояние около полутора километров, что называется, на плечах противника без особого труда ворвались в село. Надо сказать, что до того как въехать в село, мы с Иваном Мироненко, работавшим дальномерщиком, то есть номером, указывающим мне цели и расстояние до них, успешно стреляли с одной высотки по польскому обозу, убегавшему из села, что свидетельствовало об отступлении поляков.

Однако то ли потому, что пехота не совсем грамотно действовала в уличном бою, разбившись на мелкие группы, то ли потому, что противник получил серьезное подкрепление, но из только что занятого села нашему полку пришлось отходить. Мой второй номер до отхода сумел раздобыть чудесную лошадь под седлом, надо думать, из-под польского офицера, увеличив конский состав нашего расчета до трех лошадей: две под пулемет и одна как резервная и верховая лошадь для одного из нас, в первую очередь, конечно, для меня.

При отходе тактика применялась, по сути дела, та же, что и при наступлении: полковая пулеметная команда огнем прижимает противника к земле, наша пехота перебежками отходит. Затем пехота, окопавшись насколько это возможно, не дает противнику продвигаться, а пулеметчики отъезжают на новые позиции. В этом бою, как, кажется, ни в одном другом, весь наш пулеметный расчет чувствовал, насколько мы нужны пехоте, несшей большие потери, и потому последние три четверти пути мы ехали на тачанке, находясь непосредственно в рядах отступающей цепи и подбадривая пехотинцев. Особенно ретиво занимался этим Иван Мироненко, строго наблюдавший за тем, чтобы на поле боя не оставалось ни одного раненого, и фактически подменявший, когда это требовалось, пехотных командиров.

И вот в эти напряженные минуты по цепи передается команда: «Командир полка приказал всем пулеметам полковой команды немедленно оставить позиции и через переезд вернуться за железную дорогу на исходный рубеж».

Привстав на тачанке, я видел, как другие пулеметные расчеты галопом начали выполнять этот категорический приказ. Однако посчитав, что бросить пехоту в таком трудном положении недопустимо, я по совету Ивана Мироненко решил не оставлять пехоту до тех пор, пока она не доберется до леса, и лишь затем поспешить к переезду. Так наш расчет и поступил. После вступления в лесок пехота без особого труда оторвалась от противника и перебралась через высокую железнодорожную насыпь, но когда наш расчет подъехал к переезду, то оказалось, что он уже перекрыт польским бронепоездом, который тут же стал нас обстреливать из всех своих пулеметов и орудий. Из-за сожженного нашими саперами моста бронепоезд не мог продвинуться далеко за переезд, поэтому мы попытались преодолеть железнодорожную насыпь сразу за мостом. Но это нам не удалось — очень уж высока она была.

В этот момент я навсегда и совершенно категорически усвоил правило: беспрекословно выполнять приказ командира, не внося в него никаких поправок вообще и особенно поспешных.

Еще не придя в себя от огня, которым нас встретил на переезде польский бронепоезд, я принял решение, молчаливо одобренное всем нашим расчетом: «Пулемет выгрузить с телеги и вручную перетащить через железную дорогу за мостом. Пулемет вместе с лентами в коробках выгружают и перетаскивают я, Мироненко и Александр Писарев. Михаил Писарев едет на телеге вдоль железной дороги на восток и при первой возможности, то ли через какой-нибудь переезд, то ли просто по снизившейся насыпи, переезжает через железную дорогу и затем, возвратившись по той стороне обратно, ищет нас с пулеметом в лесу около сгоревшего моста». Выгрузка была произведена мгновенно, и телега молниеносно уехала. Мы же трое взялись за пулемет.

Перетаскивать его через песчаную насыпь было далеко не легким делом. И не только потому, что я был тщедушным городским пареньком, которому еще не исполнилось семнадцати лет, а мои помощники Иван Мироненко и Александр Писарев хоть и постарше, но тоже были далеко не атлеты, — загвоздка заключалась еще и в том, что мы не могли вынуть пулеметную ленту из приемника пулемета.

Здесь необходимо сделать следующее разъяснение. На уральском фронте, откуда наша дивизия был переброшена с началом войны с белополяками на польский фронт, наш полк, а следовательно и мы, вел бои в основном с кавалерией уральских казаков. Кавалеристских атак наш расчет не боялся и был уверен, что всегда успешно отразит их. Эта уверенность основывалась на безотказной работе нашего «максима», когда он был заряжен одной специально отобранной лентой. При стрельбе этой лентой у нас никогда не было ни одной задержки. Убедившись в этом в неоднократных боях на уральском фронте, мы применяли такой порядок использования ленты: при стрельбе третий номер сидел на тачанке с левой стороны пулемета, где из приемника выходит пустая лента, и заряжал ее патронами. В этой работе ему помогали, по возможности, второй номер и ездовой. Когда лента кончалась, я вставлял ее снова в приемник, и ее дозаряжали с пустого конца. Таким образом зачастую лента во время моей стрельбы набивалась патронами сразу с двух концов. В этом бою с белополяками мы как раз и использовали свою специальную ленту, так как при отходе из села огонь пришлось вести непрерывно...

Итак, выгрузив пулемет, мы увидели, что ленту из него вытащить невозможно, поскольку слева и справа от приемника она была заряжена. Оставлять пулемет без ленты, то есть не готовым к стрельбе, мы считали недопустимым. И поэтому, проклиная себя за свои усовершенствования, тащили его, намотав ленту на тело пулемета и связав поясным ремнем.

Я тащил пулемет за хобот станка, Ваня за левое колесо, Саня за правое. Выбравшись на рельсы, мы сели у пулемета на виду у польского бронепоезда. Подъехать к нам или раздавить нас он не мог — мешал сгоревший мост. Нас же хватило только вытащить пулемет на рельсы, а перевалиться с ним на другую сторону насыпи сил не было.

И мы легли у пулемета.

Поляки с бронепоезда заметили нас и начали стрелять — сначала из винтовок, затем из пулеметов, и наконец из пушек, но мы, уже отдышавшись, быстро скатились с пулеметом по крутому склону.

Я считал, что задача выполнена — пулемет и одна лента у нас в наличии. Михаил должен подъехать, и мы установим пулемет на телеге, мы живы и даже не ранены. Но Иван, оказавшийся крепче меня с Саней, считал иначе. Он полез обратно на насыпь, взял на той стороне две коробки пулеметных лент и вернулся. Затем мы, вдохновленные, а скорее пристыженные его примером отправились за оставшимися лентами. К этому времени подъехала телега, и мы, погрузив на нее пулемет и ленты, вскоре догнали обоз нашего полка.

Едучи на телеге и мысленно возвращаясь ко всем перипетиям только что закончившегося боя, я усвоил тогда и вторую истину: никогда не вноси изменений в уставы, если даже это тебе кажется целесообразным.

Как потом выяснилось, бой, в котором нам пришлось отступать, был все же вполне удачным — мы нанесли противнику такой урон, что дальше насыпи он не решился нас преследовать.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Machine Gun carriage - Tachanka
Sent: 09-07-2015 04:04
 












tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=7503&p=6

New Products
Soviet commander in uniform m.1919; 28 mm
Soviet commander in uniform m.1919; 28 mm
$ 3.70
Russian warrior with the banner of St. George, 11-13 centuries; 54 mm
Russian warrior with the banner of St. George, 11-13 centuries; 54 mm
$ 4.35
Heavily armed Mongol warrior, 13th century; 54 mm
Heavily armed Mongol warrior, 13th century; 54 mm
$ 4.73

Statistics

Currently Online: 3 Guests
Total number of messages: 2845
Total number of topics: 311
Total number of registered users: 1224
This page was built together in: 0.0766 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce