Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » Russian Civil war / Гражданская война в России » Thread: Uniforms escort teams of the Red Army military leaders -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 19-01-2012 20:54
 
Униформа экипажа поезда Троцкого (попытка реконструкции)

Хорошо известен личный поезд Л.Д.Троцкого, на котором он посещал фронты гражданской войны. Обычно его называют "поезд Предреввовенсовета" (председателя Революционного военного Совета республики). Полностью поезд наименовался как "военно-передвижной фронтовой литературный поезд им.В.И.Ленина". Название "литературный" - не случайное. Хотя поезд Троцкого основной целью имел управление войсками, но одновременно его коллектив вел организационную, инструкторскую, агитационную и пропагандистскую работу. Наличие в поезде типографии, телеграфа, радио, электрической станции позволило профессионально издавать газету «В пути», основным автором которой был сам нарком.

Поезд, судя по некоторым свидетельствам, формировавшийся на базе поезда последнего русского царя, по тем временам приближался к идеалу технического совершенства. Он, как свидетельствуют документы, состоял из 12 вагонов, в котором вначале состояло 232 человека: 30 латышей из Советского стрелкового полка, семь человек из экипажа броневика, восемнадцать военнослужащих морского боевого отряда, девять кавалеристов, двадцать один человек из пулеметного отряда, семь телефонисток, четыре телеграфиста из Наркомата путей сообщения, шесть представителей Всероссийского профсоюза железнодорожников, пять представителей Окружного военкомата, один человек от Главного управления снабжения, три человека от Военно-законодательного совета, бригада Московского депо в составе двадцати четырех человек, десять шоферов, пять самокатчиков, пять мотоциклистов, тридцать семь агитаторов, восемь связистов из Оперативного отдела, семь работников вагона-ресторана, один комендант, шесть человек медицинского персонала, десять человек из салон-вагона №431, пять человек из салон-вагона №432. Впоследствии его пришлось разбить на два поезда, каждый из которых тянул отдельный курьерский паровоз.

Ссылки на историю поезда будут даны отдельно.

В литературе часто упоминается ношение экипажем поезда кожаной формы и специального нарукавного знака, о чем в 1929 году упомянул сам Троцкий в своей автобиографии. Однако точные данные об "униформе" поезда отсутствуют. Я попытался сгруппировать известные об этой униформе данные из исторических изданий, мемуарной литературы и с исследовательских сайтов.

Начать следует со слов самого Троцкого. В своей автобиографии "Моя жизнь", написанной в 1929 г., в главе, которую он специально посвятил своему поезду, он пишет:

Цитата:
"Поезд был не только военно-административным и политическим, но и боевым учреждением. Многими своими чертами он ближе стоял к бронированному поезду, чем к штабу на колесах. Да он и был забронирован, по крайней мере, паровозы и вагоны с пулеметами. Все работники поезда без исключения владели оружием. Все носили кожаное обмундирование, которое придает тяжеловесную внушительность. На левом рукаве у всех, пониже плеча, выделялся крупный металлический знак, тщательно выделанный на монетном дворе и приобретший в армии большую популярность".
Советское издание 1990 года, сделанное Институтом Марксизма-Ленинизма при участии д.и.н. Л.Спирина, в примечаниях к этому отрывку упоминает, что знак был в форме щита и в СССР сохранился в единичных экземплярах.

По всей видимости, авторы основывались на публикации в Военно-Историческом журнале, которая была опубликована в том же 1990 году. Это была статья: Головникова О.В., Волкодаев И.И. Поезд Троцкого // Военно-исторический журнал. М., 1990. №12. С.47. Ныне ее обширные отрывки выложены в интернете.

Страница 47 утверждает:

Цитата:
[I]"Чтобы выделить своих людей из «серой солдатской массы», Троцкий одел всю команду поезда в кожаное обмундирование и ввел отличительный нарукавный знак. Этот знак в обязательном порядке должны были носить команда охраны и сотрудники. На знаке имелась надпись: «Предреввоенсовета Л. Троцкого». Эти знаки были сделаны на Монетном дворе еще в 1918 году.
В начале 1919 года Троцкий приказал на всех нарукавных знаках «Выгравировать номера, хотя бы ручным способом, чтобы известно было, кому какой номер выдан. Выдавать под личную расписку. Виновных в утере немедленно удалять с поезда». (РГВА. Ф.4. Оп.7. Д.39. Л.64 об.)"
[/I]
В книге А.Дерябина "Униформа Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (М., АСТ, 1998, серия "Солдат"), эта информация повторяется:

Цитата:
[I]"Позднее, уже в 1919 году, Троцкий распорядился одеть команду «поезда Председателя Революционного Совета Республики» в обмундирование из красной кожи и ввел особый нарукавный отличительный знак, который в обязательном порядке должны были носить команда охраны и все сотрудники поезда. Он был серебряным с белой и красной эмалью. На знаке имелось изображение паровоза на фоне солнца и надпись: «Р.С.Ф.С.Р. / ПРЕДРЕВВОЕНСОВЕТА / Л. ТРОЦКОГО». Такие знаки отличия изготовили на Монетном дворе еще в 1918 году. В начале апреля 1919 года Троцкий приказал на этих знаках «Выгравировать номера, хотя бы ручным способом, чтобы известно было, кому какой номер выдан. Выдавать под личную расписку. Виновных в утере немедленно удалять с поезда»".[/I]
Дерябин А.И. Гражданская война в России 1917-1922: Красная армия. М., 1998. С.4.

Однако внешний вид знака оставался неизвестным.
Впервые изображение знака было опубликовано в журнале "Петербургский коллекционер", №2(23) 2003 года.
Скан страницы с сайта "Sammler": http://sammler.ru/index.php?s=6c0c4209a3e1c0165e8eb66f759195f4&showtopic=30272



Текст гласит:

"Поезд Л.Д.Троцкого был организован в ночь с 7 иа 8 августа 1918 года в Москве на Московско-Казанской железной дороге и утром 8 августа отправился на Восточный фронт по направлению к Казани. Вначале он наиаменовался поездом Наркомвоена. 6 сентября 1918 года Наркомвоен Троцкий был назначен одновременно Председателем только что созданного Революционного Военного Совета Республики, и с ноября 1918 года поезд стал именоваться в документах поездом Председателя Реввоенсовета Республики.
В приказе №62 от 20 ноября 1918 года Предреввоенсовета Л.Д.Троцкий писал: "Наряду с мерами карательными нужны меры поощрения. Комиссары и командиры должны представлять отличившихся воинов Красной Армии к подаркам, денежным наградам, знаку Красного Знамени, а более доблестные полки - к почетному знамени.
В приказе по поезду №39 от 2 апреля 1919 год начальник поезда Петерсон писал: «Команды охраны поезда разделяются на три взвод: в 1-й взвод входит команда Латышского Советского полка, в число которой вливается 5 человек личной охраны; во 2-й взвод входит команда 9-го Латышского полка и 5 человек охраны; в 3-й (вошел личный состав) Управделами Реввоенсовета Республики. Означенные команды, в том числе команда пулеметчиков и команда броневой машины в боевом отношении должны составлять один боевой отряд с непосредственным подчинением начальнику охраны и его помощнику".
Чтобы выделить своих людей, Троцким одел всю команду поезда в кожаное обмундирование и ввел отличительный нарукавный знак. Эти знаки были сделаны на Монетном дворе еще в 1918 году. Размер знака 73x45мм (см. фото вверху).
Особое место занимают жетоны. Жетон это металлический значок, указывающий на принадлежностъ к какому-либо обществу, а также выдаваемый в память какого-либо события. Нам известен жетон, выданный командиру 2-го взвода охраны тов. Мунжелису в 1919 голу. Размер жетона 51x24мм (см фото вверху).
Поед предреввоенсовета Республики Троцкого не раз выезжал на Восточный фронт. В документах за март - начало мая 1919 года упоминаются города, в которых находился поезд: Симбирск, Сарапул, Казань и т.д.
В начале мая 1919 года положение на Южном фронте продолжало ухудшаться. 7 мая в тылу Украинского фронта поднял мятеж Н.А. Григорьев - начальник формируемой 6-й Украинской стрелковой дивизии. Приказом Председателя Революционною Военного Совета Республики по армиям Южного фронта №98 от 15 мая 1919 г. oн был объявлен вне закона.
Часть сотрудников из состава поезда Л.Троцкого в мае была откомандирована в распоряжение командира экспедиционных войск в
том числе и начальник поезда P.A. Петерсон (с 27 мая до 17 июня).
29 июня 1919 года была направлена на фронт в распоряжение Совета обороны Курского района команда во главе с комендантом поезда
литер «Т» Вилисом Ирбе. В отряде было 52 человек.
16 июля 1919 года часть отряда вернулась из командировки, а остальные во главе с Киселисом еще оставались на фронте и вернулись в конце августа 1919 года.
Приблизительный маршрут поезда Троцкого с 4 по 19 сентября 1919 года: Тула - Орел - Курск - Новозыбков - Орел - Тамбов - ст. Серебряково - Тамбов - Балашов - Москва.
17 октября поездом Предревовенсовета был направлен отряд из 54 человек.
17 ноября 1919 года приказом PBC республики № 309 команда поезда председателя РВСР T. Троцкого была награждена орденом Красного Знамини за бои под Казанью в 1918 году, под Петроградом в других местах фронтов Республики.
В 1925 году поезд Троцкого 6ыл расформирован.

Владимир Горшков (Санкт-Петербург)".


Надпись на обороте жетона: "Командиру взвода охраны Мунжелису. 1919".

Как заявляют на сайтах коллекционеры (http://forum.osvag.ru/index.php?/topic/285-%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4-%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/), это -- единственный сохранившийся экземпляр знака. Других на данный момент просто не существует.

Остается добавить, что популярность упоминания этого знака в исторической литературе привела к возникновению самых разнообразных мифов о его внешнем виде. Так, наши современники, авторы художественной книги "Багровые ковыли" (продолжение книги "Адъютант его превосходительства", написанной по мотивам популярного советского фильма) придумали сами вид знака -- по их версии, матросы из экипажа поезда Троцкого носили на рукавах фланелек "голубоватые щиты, выделанные на Монетном дворе, с перекрестьем мечей и выпуклыми буквами "Бронепоезд Р.В.С.Р."
Другие примеры новоделов с сайтов коллекционеров, которые по незнанию переместил и сайт "Бергеншильд":





"Шеврон командирского состава спецпоезда Троцкого" из экспозиции Музея Донецкой железной дороги
http://infodon.org.ua/uzovka/771



Ещё тяжелее разобраться с вопросом о униформе поезда Троцкого. Благодаря Дерябину утвердилось мнение, что сотрудники поезда носили красную кожаную форму. Эта информация перешла и в книгу издательства "Оспрей" "Русская Гражданская война - Красная Армия". Там же приведена илюстрация Каращука, которая теперь и кочует по сети:



Отечественный коллекционер и реконструктор М.Блинов предлагает свой вариант реконструкции, как он уверяет, на основе сохранившихся предметов.



Однако сохранившиеся данные позволяют усомниться, что кожаная униформа была красного или даже красно-коричневого цвета.
Прежде всего, обратимся к мемуарам. В немногих из них, где упоминается Троцкий, речь идет только о черной кожаной форме.

1920-й год:

Цитата:
"Среди тех, кто, одетый в черные кожаные куртки, сопровождал Троцкого в его поездке на передовую, был молодой парнишка, на которого я тогда не обратил особого внимания. Это был сын Троцкого, впоследствии приобретший известность как Лев Седов".
Бармин А.Г. "Соколы Троцкого"/ Пер. с англ. Ю. Кобякова. Авт. послесл. и имен, указат. А.Колпакиди. – М.: Современник, 1997.

Киев, 1919.

Цитата:
"Еще одна картинка этих дней. Летом в июне 1919 года, проходя по Николаевской улице, где было здание цирка, я увидел быстро мчавшийся автомобиль. Это была настоящая "симфония в черном": черные кожаные фуражки, кожаные куртки, кожаные штаны и сапоги. У конвоя револьверы были на взводе. Автомобиль подлетел к цирку. Военный средних лет с остроконечной бородкой, окруженный своими телохранителями с револьверами наготове, величественно и "по-орлиному" огляделся кругом и ринулся в цирк. Это был председатель Революционного Военного Совета РСФСР Лев Троцкий".
Имеющиеся фотографии тоже запечатлели только черную форму.



Начальник поезда Троцкого.

Сохранились образцы этой формы. Один из них был представлен в 2008 году на выставке, посвященной 90-летию Красной Армии. Фото с сайта "Bergenshild".



И текст с объяснением:

"Фото с экспозиции, посвященной 90-летию Рабочее-Крестьянской Красной Армии (лето 2008 года). Рядом размещались (в сложенном состоянии) бриджи из аналогичного кителю и шлему материала (застежка на высоком поясе на 2 металлических пуговицах, петли для крепления помочей, застежки на икрах также на 2 металлических пуговицах). "

Недавно на сайте "Sammler" член форума под ником "Любер" показал фотографию, которая, как он предполагает, показывает охранников поезда Троцкого. Один из сотрудников действительно имеет на рукаве что-то похожее на значок в виде щита:



Таким образом, версия красной кожаной формы для экипажа поезда Троцкого остается неподтвержденной.

Остается добавить несколько штрихов.
Как утверждает белый офицер Мейбом, который воевал под Казанью летом 1918 года, латыши в поезде Троцкого якобы были одеты в синие куртки и красные чакчиры.

http://www.dk1868.ru/history/MEYBOM.htm
"Латыши его не ожидали с тыла — это для них было большим сюрпризом, и наше “Ура!” слилось в общий победный крик. Латыши повернули свой фронт на две стороны — на полковника Радзевича и на нас, но мы уже были настолько близко, что штыковой бой был неизбежен, поэтому они, растерявшись, бросились в разные стороны, но... лишь немногие из них избежали нашего штыка. Я обратил внимание на странную форму латышей: красные рейтузы с золотыми лампасами, тужурка синего цвета с серебряной окантовкой. Это конвой товарища Троцкого, который предусмотрительно бросил их, оставив охранять последнюю преграду к ст. Свияжск, а сам удрал на станцию в ожидании исхода сражения."
Мейбом Ф.Ф. Тернистый путь // Первопоходник. 1975 год. Июнь. № 25. Стр. 31

Лично я нахожу информацию сомнительной. Не в последнюю очередь потому, что большинство латышей тогда выглядел следующим образом:



Кстати, как утверждают владельцы фото, - это якобы тоже сопровождение поезда Троцкого.

Остается надеяться, что рано или поздно исследователи добраться до важного литературного и архивного наследия Троцкого, а также документов, касающихся его поезда, и подробно осветят его деятельность во время гражданской войны. Этот аспект в настоящее время исследован поверхностно и совершенно недостаточно.

Ссылки:
http://www.loveread.ec/read_book.php?id=3205&p=13
http://www.bergenschild.narod.ru/Reconstruction/depot/civil_war/Trotskii_train.htm
militera.lib.ru/periodic/0/v/voenno-istorichesky-zhurnal/vij_1990-09.pdf

T.S.
Active User


From: Copenhagen
Messages: 180

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 20-01-2012 18:34
 
Interesting article.
Shall I try - with necessary help from you - to put the text into a little better English translation, than Google does?

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 21-01-2012 04:44
 
Quote:
Interesting article.
Shall I try - with necessary help from you - to put the text into a little better English translation, than Google does?


Аs you wish.
Asked provocation-site "Sаmmler." Collectors have reported a few interesting facts:
http://sammler.ru/index.php?showtopic=30272&st=0&#entry1247999

Roberto Palacios:
Были и ещё. Один в музее в 1980-х гг. был с разбитой ударами молотка (или ещё чего) самой фамилии Троцкий.

Плохиш:
Хранить знак Троцкого в СССР было равносильно тому, как если бы вы сегодня стали хранить дома портрет Басаева, пару шахидских поясов и схему метро с непонятными пометками.
Поэтому то, что сохранился хотя бы один знак поезда Троцкого, уже удивительно! Я держал его в руках, изумительная работа, практически её невозможно повторить. Тончайший штамп, густое золочение. Чернение выполнено в непонятной технике, но очень качественное и объемное, изумительная и тонкая темно-алая эмаль. Работа высочайшего уровня, фотография не передает красоту предмета. Но, как и любая уникальная вещь, была мало востребована, т.к. "не с чем сравнить" и "не проходила на рынке". Только один человек и мог купить этот знак по реальной цене, о знаке он знал тридцать лет и все эти годы страстно вожделел его


Алексей Борисович:
Мне известно о существовании двух металлических нарукавных знаков. Первый в конце 1980-х был куплен военным атташе США в СССР вместе с архивом владельца (в т.ч. и фотографией, на которой этот знак был очень хорошо виден). Американ консультировался с В.А. Дуровым, всё ему показал, но Валерий Александрович по какой-то причине знак и фото не перефотографировал. Всё уехало в Штаты, где, видимо, и находится в настоящее время.
Второй знак (из коллекции Горшкова), показанный в журнале "СПб коллекционер" и использованный мной в моей книге, тогда же, в 80-х я держал в руках и, в принципе, мог купить. Но денег таких у меня в то время не было.
Все вышитые реплики являются полётом фантазии (умыслом ) одного извесного питерского коллекционера униформы.


Алексей Борисович - это крупнейший знаток униформы РККА Гражданской войны Алексей Степанов, чьи статьи неоднократно публиковались в "Цейхгаузе" и помещались на нашем форуме. Под своей книгой он подразумевает, очевидно, свою недавно вышедшую книгу "Нарукавные знаки Красной Армии", которую я не успел заказать. А жаль - это крупнейший сборник со множеством иллюстраций.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 21-01-2012 05:26
 


Лев Троцкий со своей охраной. 1919 год. Из собрания ЦГАКФФД Санкт-Петербурга.
Источник: http://foto-history.livejournal.com/1158111.html

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 21-01-2012 05:36
 
Некоторые ссылки по истории поезда Троцкого.
http://ukrtrains.narod.ru/int/liternie/liternie.htm
http://ptdepo.ru/history/poezd_trotskogo.php
http://paccbep4ok.livejournal.com/4753.html

Статью из ВИЖ 1990-го я сканирую и помещу на форум отдельно.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 24-01-2012 20:38
 
Respected T.S. translated my notes. After the amendments I put them on the forum.


The Uniforms of crewmans in Trotsky´s Train (a reconstruction attempt)

The well-known personal train of Trotsky, from which he led the Civil War, is usually referred to as "the Predrevvovensoveta" (”The train of the Chairman of the Revolutionary Military Council.). The full name of the train was the "mobile military literary frontline train, V.I. Lenin." The name "literary" – was in no way a misnamer. The main purpose
of Trotsky's train was to control the troops, but at the same time his staff led the organization, instruction, agitation and propaganda work.
The presence of a train with a printing, telegraph, radio and power station allowed to publish a professional newspaper, "On the Way (“В пути”), with himself as the main author. At the time the train was close to the ideal of technical perfection. According to documents, it consisted of 12 wagons, which initially had a crew of 232 persons: 30 from the Latvian Soviet Rifle Regiment, seven men to crew the armored car, eighteen conscripts/soldiers from a marine combat squad, nine cavalrymen/troopers, twenty-one in the machine-gun squad, seven telephone operators, four telegraphers from the Commissariat of Communications, six representatives from the All-Russian Trade Union of Railway Workers, five representatives from the District Military Commissariat, one person from the Main Directorate of Supply, three men from the Military Judicial/Martial Law Council, twenty-four from the Moscow Supply Brigade, ten auto-drivers, five cyclists, five motor cyclists , thirty-seven agitators, eight signalmen from the Operations Department, seven employed in the restaurant car, a
commandant, six in the medical staff, ten servants to the saloon car number 431 and five for the saloon car number 432.
The literature often mentions the train crew wearing leather clothings and a special form of sleeve markings/badges, as Trotsky himself recalls in his autobiography from 1929. However, any exact information on the train "uniform" is non-existent. I have tried to compile the known data about the uniform from historic books, memoirs and different research sites.

We must start with the words of Trotsky himself. In his autobiography "My Life", (see:http://www.marxists.org/archive/trotsky/1930/mylife/ch34.htm#n1 ) written in 1929, in the chapter, which he especially devoted to his
train. He writes:
“As early as 1918, it had already become a flying apparatus of administration. Its sections included a secretariat, a printing-press, a telegraph station, a radio station, an electric-power station, a library, a garage, and a bath. The train was so heavy that it needed two engines; later it was divided into two trains. When we had to stop for some time at some one section of the front, one of the engines would do service as courier, and the other was always under steam. The front was shifting constantly, and one could take no chances.” and “The train was not only a military-administrative and political institution, but a fighting institution as well. In many of its features it was more like an armored train than a staff head quarters on wheels. In fact, it was armored, or at least its engines and machine-gun cars were. All the crew could handle arms. They all wore leather uniforms, which always make men look heavily imposing. On the left arm, just below the shoulder, each wore a large metal badge, carefully cast at the mint, which had acquired great popularity in the army. The cars were connected by telephone and by a system of signals.”

The Soviet edition of the autobiography, published 1990 by the Institute of Marxism-Leninism and done with participation of Doctor of History L.Spirin, mentions in the footnotes to this passage, the badge was in the shape of the shield and in the USSR only remained a single specimen. Apparently, the authors based this on the article in the Journal of Military History, which was published also in 1990. This was the article: by O.V. Golovnikova and I.I. Volkodav: “Trotsky's train” in
the Military History Magazine, 1990. № 12. P.47. Today, extensive excerpts can be found posted on the Internet.

Page 47 states:
"In order to distinguish his men from the" gray mass of soldiers”,Trotsky put the entire staff of the train into leather outfits and put a distinctive mark on the sleeve. This badge must necessarily be worn by the protection squad and staff. The badge had the inscription:"The Revolutionary Military Council of L. Trotsky" . These badges were produced by the Mint in 1918.
In early 1919, Trotsky ordered all arm badges "to be engraved with numbers, even manually, so it was known, to whom a number had been issued. To demand a personal receiving signature. Persons responsible for the loss were immediately removed from the train." (RGVA. F.4. Op.7. D.39. L.64 on.) "


In the book of Deryabin "Uniforms of the Workers 'and Peasants' Red Army" (M, AST, 1998, in the series "Soldier"), the same information is repeated:
"Later in 1919, Trotsky gave orders to make it easy identifying the command of the "train of the Chairman of the Revolutionary Council of the Republic" in red leather outfit and introduced a special sleeve distinction, which necessarily had to be worn by the command and all staff of the train. It was silver with white and red enamel. On the badge was an image of a locomotive in the sun and the inscription: "RSFSR / Revolutionary Military Council / Leon Trotsky." Such badges
were manufactured by the Mint in 1918. At the beginning of April 1919, Trotsky ordered on these badges to be "engraved numbers, even if it had to be done manually, so it was known, to whom a number has been issued. To be issued against personal signature. Those responsible for loosing it, instantly to remove from the train.”
Deryabin AI The Russian Civil War 1917-1922: The Red Army. M., 1998. C.4.

However, how the badge looked remained unknown.
For the first time an image of it was published in the the magazine "St. Petersburg Collector", № 2 (23) 2003.

Scanned pages from the site "Sammler": http://sammler.ru/index.php?s=6c0c4209a3e1c0165e8eb66f759195f4&showtopic=30272
http://sammler.ru/index.php?s=6c0c4209a3e1c0165e8eb66f759195f4&showtopic=30272

The text reads:

In the night of 7th – 8 th August, 1918 the train of Trotsky held in Moscow on the Moscow-Kazan track and in the morning of August 8 it drove to the Eastern Front towards Kazan. It was the first time he traveled by train as the People's Commissar.
September 6, 1918 People's Commissar Trotsky also was appointed Chairman of the newly created Revolutionary Military Council of the Republic, and in November 1918 the train is mentioned in the documents of the President of the Revolutionary Military Council of the Republic.
In the Revolution order № 62 from November 20, 1918 Leon Trotsky wrote: "About the needed measures of the necessary punitive actions for promotions. Commissars and commanders must to award of soldiers of the Red Army by rewards, cash awards, the order of the Red Banner, and also to be given to the more valiant regiments – Honorary Red Flag".
In the order № 39 to the train, dated April 2, 1919 trainmaster Peterson wrote: "The detachments on the train are divided into three platoons: in the 1st Platoon are men from the Latvian Soviet regiment, one of which joins the 5 people of the personal guard, in the 2nd platoon have men from the 9th Regiment of the Latvian people, which also join into the 5
guard and in the third are staff personnel, the supply administration of the Revolutionary Military Council. Notwithstanding that all the detachments, including staff and machine-gun crew in the combat armored vehicles shall be in a combat unit subordinated directly to the security chief and his assistant."
To distinguish these people, Trotsky clad the entire train staff in leather outfits and gave them a distinctive sleeve distinction. These badges were made at the Mint in 1918. Size 73x45mm sign (see photo above). A special note on the badges. A badge is a metal icon showing the prinadlezhnost in any society, and issued in commemoration of some
event. We know the badge issued 1918 to the commander of the 2nd platoon, Comrade Munzhelisu. Badge size 51x24mm (see photo above).
Looking in the papers of Revolutionary Military Council of the Republic, Trotsky did not only travel to the Eastern Front. In the documents for March – from the beginning of May 1919 is referred to the cities, in which the train was: Simbirsk, Sarapul, Kazan, etc.
In early May 1919 the southern front continued to deteriorate. May 7 in the rear of the Ukrainian Front N.A. Grigoriev mutinied – head of formered the 6th Ukrainian Rifle Division. By order № 98, dated May 15, 1919, from the Chairman of the Revolutionary Military Council of the Armies on the Southern Front (Ataman Grigoriev) was outlawed. Some men from the Trotsky train in May was seconded to the commander of Expeditionary Forces including the trainmaster P. A. Peterson (from May 27 to June 17).
June 29, 1919 a detachment was sent to the front to the Soviet of the Defense of the Kursk Region team, headed by the commandant of the train "T", Vilisov Irbe. The detachment had 52 men. July 16, 1919 a part of the detachment returned from the trip, and the other, led by Kiselisom, remained at the front and came back in the end of August 1919.
The approximate route of the Trotsky train from 4 to September 19, 1919:
Tula - Orel - Kursk - Novozybkov - Eagle - Tambov - Art. Serebryakov - Tambov - Balashov - Moscow.
On October 17, the Predrevovensoveta train sent off a detachment of 54 men.
On November 17, 1919 by order № 309 of the PBC Republic the Chairman of the RVSR train unit T. Trotsky was awarded the Order of the Red Flag for fighting at Kazan in 1918, at Petrograd and on other fronts.
In 1925, Trotsky's train was disbanded.
Vladimir Gorshkov (St. Petersburg)."


The inscription on the back says: "Platoon commander Minzhelisu. 1919."

As said on the collectors site about it (http://forum.osvag.ru/index.php?/topic/285-%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4-%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/), the only remaining copy of the badge. At the moment no other do exist.
It remains to add that the popular reference to the badge in the historical literature has led to a wide variety of myths about its appearance. Thus our contemporaries, the authors of the fiction book "crimson grasses" (continuation of the book "The Adjutant of His Excellency," - the popular Soviet film) come up with their own views on the badge - in their version, the sailor crew on the Trotsky train wore on their sleeves cloth "blue shields, decorated by the Mint with swords and dagger and the protruding letters "Armored R.V.S.R."
Other examples of reconstructions by students, who unknowingly visited the site and that of "Bergenshild":

From the site "ВОЕНФОРУМ" - "WARFORUM":
Even harder to deal with, is the issue of uniforms on board Trotsky's train. Thanks to Deryabin it is a widely shared opinion that the crew on the train wore a red leather uniform. This information is given in the book published by "Osprey", "The Russian Civil War – The Red Army." There is also shown in the illustrations by Karashchuk that now shown all over the internet:

Russian collector and re-enactor Blinov offers his version of a reconstruction, claiming it being based on surviving items.

However, existing data suggest doubt about that the leather uniform was of a red or reddish-brown color. First of all, let us turn to the memoirs. In a few of those, which refer to Trotsky, it is only the black leather uniform being mentioned.

From 1920:
"Among those, who accompanied Trotsky on his journey to the front dressed in black leather jackets, was a young boy, to whom I had not paid much attention. It was Trotsky's son, who later acquired fame as Leon Sedov."
Бармин А.Г. Соколы Троцкого / Translation from English. Ю. Кобякова. Авт. послесл. и имен, указат. А.Колпакиди. – М.: Современник, 1997.

Kiev, 1919.
"Another picture from these days. In the summer of June 1919, passing on Nicholas Street, where was a circus building, I saw a fast rushing car. It was a "symphony in black ": black leather hats, leather jackets, leather pants and boots. Among the escort was a revolver armed squad. The car raced up to the circus. A military, middle-aged with a pointed beard, surrounded by his bodyguards with pistols at the ready, and with a grandly "eagle" look around, darted into the circus. It was the chairman of the Revolutionary Military Council of the RSFSR, Leon Trotsky ".
Nicholas Poletika. Vospominaniya - Moscow (clandestine emigre reprint edition), ok.1978: Vvoblin@hotmail.com

Рreserved photographs also show the exclusive black uniforms.

Preserved specimens of this uniform. One of them was presented in 2008 at an exhibition marking the 90th anniversary of the Red Army. Photo from "Bergenshild."

And with its explaining text:
"Photo from the exhibition marking the 90th anniversary of the Workers' and Peasants' Red Army (summer 2008). Beside (folded), breeches of the same tunic and helmet material (fastened waist high by the 2 metal buttons, loops attached to help, on the calves also 2 metal buttons). "

From the collections of the Central Museum of the Armed Forces.

A recent online "Sammler" member of the forum under the name "Lubero" showed a picture, which he suggests, shows the train guard of Trotsky. One of the officers has on his sleeve really something resembling a badge in the shape of the shield:

Thus, the red leather version as outfit for the crew on Trotsky's train remains unconfirmed.

It remains to add a few more bits to the available data.
Thus, according to the white officer Meybom, who fought at Kazan in the summer of 1918, the Latvians on the Trotsky train allegedly were dressed in blue jackets and red breeches.

http://www.dk1868.ru/history/MEYBOM.htm
"The Latvians were not expecting it from the rear - it was a big surprise for them and our "Hurra!" merged into the overall victory cry. The Latvians turned their front in two directions - the Colonel Radzevich on us, but we were so close that the use of bayonet was inevitable, so they became confused, ran in different directions, but ... only a few escaped our bayonets. I noticed the strange uniform of Latvians: red pants with gold stripes, blue jacket with silver trim.
This was the escort of Comrade Trotsky, who prudently abandoned them, leaving as the last barrier to protect the station Sviyazhsk, And he fled to the station waiting for the outcome of battle "
Meybom FF The thorny path / / Pervopohodnik. 1975. June. № 25. P. 31

I personally find the information supposing the Latvians being from the escort of Trotsky doubtful. Not least as most of the Latvians then, looked like this:

By the way it is claimed – this is the escort of Trotsky train.

Sooner or later one can only hope the researchers get to the important literary and archival heritage of Trotsky, as well as the documents relating to his train and his work in the Civil War. This aspect is currently only investigated on the surface and is totally inadequate.

Links
http://www.loveread.ec/read_book.php?id=3205&p=13
http://www.bergenschild.narod.ru/Reconstruction/depot/civil_war/Trotskii_train.htm

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 30-06-2012 22:00
 
Конвой советского главнокомандующего левого эсера М.А.Муравьева

Главком Муравьев держал себя очень независимо и отличался необыкновенной самоуверенностью. Он по праву вошел в историю как авантюрист гражданской войны. Последняя его авантюра - попытка поднять мятеж в Симбирске, учредить "Поволжскую республику", заключить мир с чехословаками и пойти войной на немцев (!) - закончилась для него смертью.
Судя по воспоминаниям очевидцев, Муравьев имел многочисленную свиту адъютантов, конвойцев, посыльных, охранников и т.д. Причем он даже старался имитировать, как и Гайда, конвой Императора Николая. Часть его конвоя составляли кавказцы в черкесках. Известны и фамилии некоторых адъютантов: Мудрак, Чудошвили, Вайлидзе.
Также во время посещения Казани Муравьев набрал там в охрану сербов из югославского полка под командованием Дибича - при взятии каппелевцами Казани полк перейдет на сторону белых и будет служить Колчаку верой и правдой.
Относительно сербов из конвоя главковерха очевидцы упоминают у них о наличии бескозырок.

Наконец, опорой своего мятежа Муравьев пытался сделать отличающийся анархическими настроениями Курский бронедивизион, прибывший с фронта Уфимский полк и выпущенный им из тюрьмы полк матросов. Поэтому неудивительно, что среди его адъютантов были матросы из числа анархистов и левых эсеров.

А теперь - свидетельства современников.

Цитата:
На заседании РВС фронта 3 июля П. Кобозев говорил: «Главком, раздувая штаты, окружил себя свитой «дежурных генералов», щеголеватыми адъютантами в каких-то опереточных черкесках. Огромная личная охрана Муравьева из бог весть откуда взявшихся «горцев» поставлена в недопустимо привилегированное положение. Весь этот офицерский сброд вряд ли заинтересован в нашей победе. Создается впечатление, что подбиравшие штаб левые эсеры делают ставку на самые сомнительные элементы из офицеров».

М.А.Жохов, Б.Н.Чистов. Посланец партии. Очерк деятельности П.Кобозева на Восточном фронте. М., 1977. С.23

Цитата:
«...Через некоторое время на автомобиле к зданию корпуса подъехал сам Муравьев. Одет он был в черкеску с красным башлыком».

www.pobeda.ru/content/view/4877

Цитата:
«В это время на углу показался отряд, возглавляемый человеком в красной черкеске и папахе. Отряд был человек в триста пятьдесят. Сзади везли по мостовой несколько пулеметов "максим". Человек оказался адъютантом Муравьева, фамилия которого, как я узнал впоследствие, - Чудошвили».

И.М.Варейкис. Убийство Муравьева // Симбирская губерния в годы гражданской войны. Сб. восп. Ульяновск, 1958. С.114

Цитата:
«Пройдя по казарме, адъютанты, а их было двое - один в матросской форме, а другой - в черкесской, улыбнулись, что-то между собой проговорили и ушли».

С.М.Аввакумов. Это было 10 июля // Симбирская губерния в годы гражданской войны. Сб. восп. Ульяновск, 1958. С.152

Цитата:
«На пристани и на палубе знакомого мне парохода "Межень", на который меня провели, я увидел смуглых солдат в бескозырках.
- Чехословаки. Неужели они уже прибыли из Самары? - подумал я.
Но, как потом выяснилось, это были сербы из личного конвоя Муравьева, набранного им в полку югославов в Казани».


Б.Н.Чистов. В тяжелые дни обороны Симбирска // Симбирская губерния в годы гражданской войны. Сб. восп. Ульяновск, 1958. С.114

Цитата:
«Ночью тайком он появился на пристани, где у причала покачивалась "Межень" - бывшая царская яхта, которую советская власть передала штабу главкома красных войск. Там Муравьева ожидали штабники - левые эсеры; личная охрана - сербы и черкесы, анархисты из отряда Трофимовского. К пристани подошел пароход с Уфимским полком, вызванный с фронта "на отдых".
...
(«Первый адъютант главкома») В кают-кампании "Межени", куда ввели шеленкевича, он видит знакомых казанских коммунистов. Взволнованно и резко они спрашивают что-то у высокого военного в светлой офицерской шинели. Тот располагается за столом, за которым, видимо, недавно было богатое пиршество.
....
В эту минуту с угла Гончаровской появляется вооруженный отряд во главе с командиром в красной черкеске. Это адъютант главкома Чудошвили с пулеметной командой».


Б.Н.Чистов, Н.П..Зверев. Подвиг красноармейцев // Незабываемое. М., 1961. С.37, 40, 43.


Раздел соответственно переименовывается в "Униформы конвойных команд Красной Армии".

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 03-09-2012 02:55
 
Главнокомандующий 11-й армией Северо-Кавказской республики Иван Лукич Сорокин.

Бывший казачий фельдшер с расплывчатыми революционными взглядами, небесталантный партизанский вожак, энергичный и крайне властолюбивый человек с ярко проявляемыми юдофобскими настроениями. Сменил на посту казака Автономова, пользовался большой популярностью в те годы на Кубани, особенно среди казаков и частично украинцев. Имел и свой конвой и многочисленных адъютантов, которые явно были темными личностями. Неумеренное властолюбие привело его к конфликту с советским руководством, в ходе которого он расстрелял группу работников ЦИК Северо-Кавказской республики. Был после этого поставлен вне закона, арестован и убит.
Стоит отметить, что своему конвою он доверял бесконечно и его "адъютанты" пользовались этим как хотели, подделывались под настроение своего хозяина, копируя его внешний вид. Справедливости ради, у сорокинского конвоя была и полезная функция - время от времени вступать в бой в качестве "последнего резерва".

Сорокин ехал верхом, как всегда, в окружении адъютантов и конвой сотни, состоящей из адыгейцев и конных сотен Крестьянского полка.
...
Он начал часто устраивать военные парады и неизменно являлся на них с красной лентой через плечо, которая от имени войск была подарена ему Президиумом ЦИК за взятие Екатеринодара.

Н.Карпов. Мятеж главкома Сорокина: правда и вымыслы. М., Русская панорама, 2006. С.296, 204

Со стороны же было замечено, что Сорокин как-то переживает за разлад с ЦИК. Он, говоря современным языком, умел "держать удар" и вести себя гордо в любой обстановке. Объезжая войска, он гарцевал на красивом чистокровном рыжем скакуне, одевался хоть и скромно, но кинжал и сабля у него были с серебряной инструктацией. Под стать ему был и его штаб, все старались подражать Сорокину и в одежде, и в в поведении в бою.
...
Однако с прибытием революционно настроенных фронтовиков местные казаки приняли решение создать ревком, а его председателем избрали Ивана Сорокина. Он не стал менять одежду, ходил по прежнему в военной форме, со знаками боевого отличия, не расставался с маузером.
...
На фотографиях Сорокин выделялся среди своего окружения не одеждой и не оружием: казачьи красные командиры, особенно казачьи, всегда были щеголями. Тут главком терялся. одно отличие: алая муаровая лента через плечо за победу над Корниловым - от ЦИК Кубанской республики и Екатеринодарского обкома РКП(б) (...) Вот и все отличия, полученные Сорокиным, если не считать пятнадцати ранений в десятке боев, схваток, операций, побед и поражений... Никакой "роскошной внешности" и "восточного великолепия". Обычная серая черкеска и черный бешмет - повседневная одежда кубанского казака в строю. Папаху носил обычного черного курпея, не каракулевую даже. И в газах, вместо газырей, - всегда винтовочные патроны пулями вниз. Оружие в серебре. У джигитов-казахов, у того же Кочубея хотя бы, оно побогаче было.

Н.Карпов. Мятеж главкома Сорокина: правда и вымыслы. М., Русская панорама, 2006. С.204, 148, 266.

В помещении штаба армии собралось уже много людей. Одеты кто как: в черкесках, кожанках, пальто, морских бушлатах. Некоторые с повязками. Возле распахнутого окна Мироненко увидел Абраменко, Воронова, Шеребкина. В дальнем углу беседовала группа незнакомых ему командиров. Говорили громко, перебивая друг друга. Над головами клубился табачный дым. У всех было приподнятое настроение. Автономов не появился. Совещание открыл Сорокин. Одетый в черную черкеску с узорчатым поясом, в кубанке из черного курпея, он выглядел парадно.

Ф.Ф.Крутоголов. Огненные версты. Краснодар, 1975. С.29-30.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 17-10-2015 00:16
 
Уникальная находка опубликована на сайте Sammler - возможно, единственный достоверно известный знак поезда Предреввоенсовета. Найден при раскопках. В точности соответствует известным описаниям.



Подробнее см.: www.sammler.ru/index.php?showtopic=157531

И второй жетон, тоже найденный при раскопках.



www.sammler.ru/index.php?showtopic=157531

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1516

 Uniforms escort teams of the Red Army military leaders
Sent: 27-10-2015 03:59
 
Виталий (в некоторых источниках - Витольд) Маркович Домбровский - происхождение неизвестно. Бывший офицер, перешедший на сторону красных в 1919 г. Выполнял обязанности военного коменданта Екатеринослава, а после - взятой армией атамана Григорьева Одессы. Судя по некоторым упоминаниям, имел личный конвой из кавказцев в кавказской же форме, которая запомнилась ряду свидетелей. За своеволие, диктаторские замашки и потворство грабежам своего конвоя был арестован, отряд разоружен и отправлен на фронт. При отправке составлял 500 человек и 200 всадников кавалерийского отряда [Гражданская война на Украине (1918-1920). Сборник документов и материалов в трех томах, четырех книгах. — К.: Наукова думка, 1967. Том 2. Борьба против деникинщины и петлюровщины на Украине. Май 1919 г. — февраль 1920 г. / под ред. проф. С. М. Короливского. С.163]

В день своего приезда мы с командиром отряда ВЧК Васильевым, возвращаясь от председателя губкома Я. Б. Гамарника, увидели, как по улице беззаботно прогуливались люди, одетые по-кавказски. Здоровые, крупные, они казались еще выше в своих меховых шапках. Пересмеиваясь, они прошли мимо нас и неожиданно свернули в переулок. Мне они почему-то показались подозрительными, и я хотел было разузнать, кто они, но тут из соседней улицы вышла еще одна группа людей, одетых точно так же. Эти тащили мешки, корзины, чемоданы, узлы.
— Стойте! — приказал я.— Кто вы такие? Откуда у вас эти вещи?
Но они и не подумали остановиться, лишь небрежно покосились в мою сторону. А один из них, толстый и красный, повернувшись к нам с Васильевым, сверкнул белками и зловеще пригрозил: «Идите, пока целы!»
Я отлично понимал, что остановить этих людей нам двоим не удастся. Поэтому я шепнул Васильеву, чтобы он проследил, куда они пойдут, а сам поспешил к себе, на Херсонскую, 60, где расположился особый отдел ВЧК 3-й Украинской армии. Вскоре вернулся и Васильев. Он рассказал, что эти люди остановились в двух гостиницах; одна из них на Преображенской улице, другая — недалеко от нас, на Херсонской.
Первым моим шагом была встреча с комендантом города Домбровским.
— Это бандиты Мишки Япончика, — уверенно сказал Домбровский. — Они не только по-кавказски, они вам по-турецки оденутся. Кстати, у меня ведь отряд состоит из одних кавказцев. Так, наверное, эти бандиты под моих молодцов и вырядились...

Фомин Ф. Записки старого чекиста. М.: Политиздат, 1964. С.70.

В открытом экипаже, запряженном парой лошадей, проехал комендант Домбровский, в черкеске и папахе с красным верхом, сопровождаемый эскадроном. Все всадники были одеты в черкески одного цвета, сидели на лошадях одной масти и имели одинаковое оружие — шашки, кинжалы и карабины.

Равич Н. А. Молодость века. — М.: Воениздат, 1960. С.112

Вместе с В. Домбровским в Одессу прибыла «подозрительная» комендантская сотня (очень похожая на особый отряд при Гришине — Алмазове), преданная лично Домбровскому и состоящая из грузин и чеченцев. В. Домбровский пытался организовать альтернативную власть в Одессе, не подчиняющуюся ни Исполкому Совета, ни губкому партии большевиков. Он утврждал следователей, руководителей милиции, пытался «самолично» обложить контрибуцией одесскую буржуазию. Для контроля над комендантом губком утвердил его помошником представителя профсоюза пекарей, большевика Н. Матяша. Но Н. Матяш погиб при невыясненных обстоятельствах.

В. Файтельберг-Бланк, В. Савченко. Одесса в эпоху войн и революций (1914–1920). Одесса, Optimum, 2008: mreadz.com/new/index.php?id=25189&pages=52

Также помощником Домбровского был некий матрос Черноморского флота Андрей Шульга, про которого имеется явно апокрифическое описание:

Quote:
В то время в Одессе заправлял всем (в том числе и искусством) начальник красного гарнизона Домбровский, а помощником его был матрос Андрей Шульга. Фигура эта совершенно фантастическая. Позднее писатель Константин Тренев именно его запечатлеет в образе матроса Шванди в пьесе «Любовь Яровая», с этим его незабываемым «бюстгальтером на меху». В настоящем Шванде, то есть, пардон, Шульге много было карикатурного: ленты бескозырки развеваются за плечами, клоши такие, что «из одной штанины пальто приготовишке сшить можно», воистину — Черное море! А на ногах не ботинки и не сапоги, а бальные туфельки от Вейса и сиреневые (!) шелковые носочки, очень может статься, из тех шести тысяч пар носков, которые были конфискованы в гардеробе самого Николая II и розданы «нуждающимся матросам». Смешно… Однако смеяться при взгляде на мощные челюсти, высокие скулы, играющие желваки и прищуренные глаза матроса Шульги мог только о-очень большой юморист. Или человек, которому просто-напросто надоело жить.

Елена Арсеньева. И звезды любить умеют (новеллы о любви). М., Эксмо, 2004: https://www.litmir.co/br/?b=243093&p=27

New Products
Soviet commander in uniform m.1919; 28 mm
Soviet commander in uniform m.1919; 28 mm
$ 3.70
Russian warrior with the banner of St. George, 11-13 centuries; 54 mm
Russian warrior with the banner of St. George, 11-13 centuries; 54 mm
$ 4.35
Heavily armed Mongol warrior, 13th century; 54 mm
Heavily armed Mongol warrior, 13th century; 54 mm
$ 4.73

Statistics

Currently Online: 1 Guest
Total number of messages: 2845
Total number of topics: 311
Total number of registered users: 1224
This page was built together in: 0.0614 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce