Welcome to our forum! / Добро пожаловать на наш форум!

Уважаемые форумчане - сообшения можно писать на русском или английском языках. Пользуйтесь, пожалуйста, встроенным переводчиком Google.

Наш форум имеет общую авторизацию с интернет-магазином. При регистрации в интернет-магазине посетитель автоматически регистрируется на форуме. Для полноценного общения на форуме ему не нужно повторно заполнять данные о себе и проходить процедуру регистрации. При желании покупатель может отредактировать данные о себе в профиле форума, сменить ник, email, добавить аватар, подпись и т.д.

 

Dear visitors of the forum - messages while driving, you can write in English. Please use the integrated machine translator Google.

Our forum has a general authorization with an online store. When registering in the online store, the visitor is automatically registered on the forum. For full communication on the forum does not need to re-fill the data about yourself and pass the registration procedure. If desired, the buyer can edit the information about himself in the profile of the forum, change the nickname, email, add an avatar, signature, etc.

Forum
You are not logged in!      [ LOGIN ] or [ REGISTER ]
Forum » First World War / Первая мировая война » Thread: UNIFORMS OF THE RUSSIAN MILITARY AVIATION. 1914 — 1917. -- Page 1  Jump To: 


Sender Message
Cuprum
Message Maniac


From: Барнаул
Messages: 786

 UNIFORMS OF THE RUSSIAN MILITARY AVIATION. 1914 — 1917.
Sent: 03-08-2011 10:19
 
Журнал "Цейхгауз" 1/1992

А. Каращук
Рис. автора и Ю. Юрова

АВИАЦИОННЫЕ ЧАСТИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
1914—1917 Униформа


Развитие военной авиации в России начинается с 1910 г., когда Военное министерство, заинтересованное новыми видами вооружения, стало приобретать самолеты и готовить летные кадры. До 1914 г., когда авиация практически выделилась в самостоятельный род войск (правда, находившийся еще в подчинении у Главного инженерного управления), было сформировано около сорока авиационных частей — их структура будет подробно описана во второй части статьи.
По мобилизационному плану при начале военных действий в армии должно было находиться 234 летчика и столько же аэропланов. Однако, судя по рапортам командиров частей, к началу войны в строю находилось всего 213 пилотов и машин. По мнению же известного военного летчика В.М. Ткачева, эти данные также завышены — число пилотов едва достигало 200.
Первые военные летчики — в основном офицеры — носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых были направлены на обучение летному делу. Преимущественно это были артиллеристы и военные инженеры, так как в специальных военных училищах они получали более обширные знания по технике и точным наукам, чем в пехотных или кавалерийских. Ближе к 1914 г. процент представителей других родов войск (в том числе и из Гвардии) среди военных летчиков заметно возрос.

«... в то время авиация формально не представляла из себя ничего самостоятельного. Офицеры-летчики, служившие в авиации, числились в списках своих прежних войсковых частей и могли носить по желанию как авиационную форму (инженерных войск. — А.К.), так и форму своих коренных родов войск...», — вспоминает В.М. Ткачев в своих мемуарах «Крылья Родины».
Специальное же обмундирование для полетов (точнее — специальная одежда) приобреталось в основном за рубежом, у разных поставщиков, что, конечно, не обеспечивало необходимого единообразия.




Офицеры:
1. Парадная форма для строя
2. Парадная форма вне строя
3. Летнее полетное обмундирование
4. Служебная аэродромная форма
5. Парадная форма для строя постоянного состава Офицерской Воздухоплавательной школы

Officers:
1. Dress uniform in service
2. Dress uniform not in service
3. Summer flight clothing
4. The official uniform of the airfield
5. Dress uniform in service for the permanent staff of the Officers School of Aeronautic


Особая униформа для военной авиации была введена только 3 января 1914 г. приказом по военному ведомству №4. Согласно этому документу офицерам (летчикам и наземному персоналу) при парадной форме полагались следующие предметы одежды и снаряжения:
фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша — красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи;
мундир — из черного сукна, покроя вицмундира гвардейской тяжелой кавалерии: однобортный, на 8 пуговиц, стоячий воротник с закругленными углами и прямые обшлага из черного бархата, красная выпушка по борту, вокруг воротника, по краям обшлагов и карманных клапанов; пуговицы инженерного образца — серебряные с изображением государственного герба и перекрещенных топоров; эполеты также инженерные — серебряные, с красным полем и подбоем; погоны серебряного галуна с красными просветами и выпушками;
шаровары — укороченные или навыпуск, из черного сукна, с красными выпушками в боковых швах;
пальто — общеармейского образца с отличиями инженерных войск — черными бархатными петлицами с красной выпушкой и такой же выпушкой вокруг самого воротника; пуговицы, как на мундире;
обувь — черные кожаные укороченные сапоги и краги, заменяющие принятые в других родах войск длинные сапоги;
оружие — сабля и кортик флотского образца, последний с обоюдоострым (вмесдо четырехгранного) клинком;
снаряжение — поясная портупея, покрытая черным муаром; шарф и револьверный шнур общеармейского образца; темляк кавалерийского образца.

Летняя парадная форма (в приказе не оговоренная) по аналогии с принятой по всей армии могла состоять из защитного цвета фуражки, кителя и укороченных шароваров; фуражка и шаровары могли быть и цветными (это также предположение). Отличие такой формы от повседневной общеармейской заключалось лишь в наличии орденов, шарфа и револьверного шнура.

При служебной форме: синий китель флотского образца (допускался и защитный общеармейский китель), цветная или защитная фуражки, черные или защитные шаровары, короткие сапоги и краги.




Нижние чины:
6. Кожаное полетное обмундирование
7. Парадная форма (в фуражке) постоянного состава Офицерской Воздухоплавательной школы
8. Служебная аэродромная форма мирного времени

The lower ranks:
6. Leather Clothing flight
7. Dress uniform (with cap), the permanent staff of the Officers School of Aeronautic
8. Dress uniform in service airfield form of peace-time


Для полетов и службы на аэродромах выдавалось специальное добавочное обмундирование:



шлем — коричневой кожи, на пробковой основе, с кокардой, как на фуражке, и авиационным знаком оксидированного серебра — двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах пропеллер и меч;



складная шапка — «пилотка», из черного сукна, с черными бархатными клапанами, красные выпушки по швам, кокарда, как на фуражке, тулья крестообразно обшита узким серебряным галуном с двумя тонкими красными просветами;



1. Кожаная куртка
2. Суконная куртка
3. Суконная рубаха для нижних чинов

1. leather Jacket
2. Woolen jacket
3. Woolen shirt for the lower ranks


куртка кожаная — черного цвета с черным бархатным отложным воротником, окантованным красной выпушкой, пуговицы, как на мундире.
куртка суконная — черного цвета, воротник и обшлага из черного бархата с красной выпушкой (автору приходилось видеть такую куртку, отделанную красной выпушкой по борту и карманным клапанам, что не отражено в приказе; возможно, это проектный образец);
шаровары кожаные — черного цвета, предназначенные для ношения поверх обычных суконных;
перчатки — черной кожи, с крагами.
Кожаное обмундирование бьшо предназначено для ношения в основном в холодное время. Выдавалось оно не по числу летчиков, а по числу аппаратов. Суконная куртка должна была надеваться для полетов в теплое время, но могла и носиться при повседневной служебной форме, наравне с кителем. Под куртки можно было надевать флотские жилеты — черный или белый.




9. Офицер в летней парадной форме вне строя
10. Чиновник Управления Военно-Воздушного флота в пальто
11. Нижний чин в повседневной форме мирного времени

9. An officer in the summer dress uniform not in service
10. An official of the Office of the Military Air Fleet in the coat
11. Lower ranks in the form of daily peacetime


Нижним чинам (рядовым и унтер-офицерам) полагались для повседневного ношения следующие предметы:
фуражка — защитного цвета, в мирное время имевшая красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша;
складная шапка — «пилотка», черного сукна с красными выпушками по швам тульи и краям клапанов — для ношения при службе на аэродромах;
папаха — общеармейского образца, из серого искусственного барашка, колпак защитного цвета, в мирное время крестообразно обшивался красным шнуром;
рубаха защитная — суконная и хлопчатобумажная (гимнастерка) общеармейского образца, с красными погонами;
рубаха синяя — суконная, с застежкой на крючки, в мирное время обшивалась красным сутажным шнуром вокруг воротника, по борту и обшлагам, при этом по середине груди пришивалось 5 оловянных пуговиц инженерного образца большого размера, погоны, как на защитной рубахе, — для ношения при службе на аэродромах;
шаровары — темно-зеленого (практически черного цвета), в мирное время обшивались красным сутажным шнуром по боковым швам;
шинель — общеармейского образца с черными суконными петлицами и красной выпушкой вокруг воротника и самих петлиц;
обувь — черные кожаные сапоги общеармейского образца;
оружие — винтовка драгунского образца и нож специального образца;
снаряжение — кавалерийского типа: поясной ремень с одношпеньковой пряжкой, две патронных сумки с плечевым ремнем, лопасть для ножа; судя по фотографиям, могли носиться также и поясные ремни с инженерной бляхой белого металла, на которой был выштампован государственный герб с перекрещенными топорами.
Нижние чины, получившие в ходе войны специальную летную подготовку, в полетах надевали то же обмундирование, что и летчики-офицеры, но с черными суконными воротниками на куртках и без авиационного знака на шлеме.



Все приведенные нами сведения, разумеется, позволяют представить внешний облик военных летчиков только на короткий мирный период с января по август 1914 г. В ходе же военных действий случаи отступления от предписанной форменной одежды в авиации, поначалу редкие, постепенно стали скорее нормой, чем исключением. Наиболее характерные варианты «авиационной моды» вы можете видеть на фотографиях и рисунках, сопровождающих статью. Самым распространенным нарушением являлось, несомненно, повседневное ношение кожаного обмундирования и пилоток, в то время как следовало надевать эти предметы только при полетах и работе на аэродромах. Характерно, что придерживались этого стиля не только сами летчики, но и наземный персонал, коему подобная одежда и вовсе не была положена.
В подтверждение наших слов приведем выдержки из гневного циркуляра великого князя Александра Михайловича, датированного 21 ноября 1915 г.:
«Замечено, что многие из чинов авиационных отрядов и авиационных и воздухоплавательных рот носят крайне разнообразные и совершенно произвольные части обмундирования и головные уборы, причем появляются в них не только в городах своего расположения, но даже и в столицах, позволяя себе посещать, например, в кожаных куртках Императорские театры.
Хотя, бесспорно, условия военного времени и могут в некоторых случаях служить извиняющим обстоятельством таких нарушений формы, но по наблюдениям за истекший период войны нельзя не признать, что отступления эти сделались массовым явлением и причины их в большинстве никаких извинений не заслуживают. ...
В разъяснении считаю необходимым указать на более частые отступления от формы одежды:
1. Носят черные фуражки и складные авиационные шапки, но первые в военное время заменены для всех фуражками защитного цвета, а вторые могут надеваться только на работе: при полетах, при аппаратах, на аэродромах и при сходе с аппаратов после и между полетами.
2. Черные кожаные куртки являются предметами также только рабочей, а не повседневной одежды и не могут быть заменяемы куртками произвольного вида, например, мехом наружу.
3. В качестве обуви установлены высокие сапоги или низкие с кожаными крагами; между тем летчики позволяют себе носить туфли, желтые штиблеты, башмаки со шнуровкой и высокие чулки, обертывают ноги вместо краг черной, серой и желтой тесьмой и тому подобное.
4. Появляясь в публичных местах, одевают предметы формы мирного времени. ...»
(ЦГВИА, ф.2008,оп.1,д.163,л.159 и об.).




Фотографии из архива Г.Ф. Петрова (Ленинград) / Photos from the archives G.F. Petrov (Leningrad).

В апреле 1916 г. было сформировано Управление Военно-Воздушного Флота, сокращенно УВОФЛОТ. Во главе управления был поставлен Заведующий Авиацией и Воздухоплаванием в действующей армии генерал-адъютант великий князь Александр Михайлович. Приказом по военному ведомству № 572 в октябре 1916 г. для УВОФЛОТ была введена униформа, во всем подобная авиационной, за исключением:
— воротник и обшлага на офицерском парадном мундире по образцу прочих главных управлений — то есть красные с серебряными шитыми бортом и петлицами;
— подбой на эполетах белый;
— шаровары серо-голубого цвета с алыми выпушками (у чиновников без выпушек);
— погоны нижних чинов — красные с белой выпушкой;
— обмундирование для нижних чинов походное защитного цвета, но при нем может носиться пилотка с черными плисовыми отворотами.
Помимо защитного общеармейского обмундирования, офицеры и чиновники могли носить, по усмотрению, синий китель и краги. Во время инспекций на фронте и при приемке аэропланов разрешалось надевать специальную полетную одежду.
Так как авиация в русской армии создавалась на базе воздухоплавательных частей инженерных войск (занимавшихся, в основном, эксплуатацией аэростатов), то и первое учебное заведение для подготовки военных летчиков было создано при Офицерской Воздухоплавательной школе, реорганизованной в ходе военной реформы 1910 г. из Учебного Воздухоплавательного парка. Авиационное отделение школ, рассчитанное на 20 летчиков, дислоцировалось в Гатчине, под Петербургом, где имелось два аэродрома. 19 июля 1914 г. отделение было расширено до самостоятельной школы, получившей название Гатчинской военно-авиационной школы.
До 1914 г. служащие в постоянном составе Офицерской Воздухоплавательной школы носили форму тех родов и частей войск, откуда они были откомандированы. 4 мая 1914 г. приказом по военному ведомству №168 для постоянного состава школы, а соответственно, и ее авиационному отделению была введена особая униформа по образцу специальных школ в других родах войск. Парадное обмундирование (мы, правда, не можем поручиться, что его успели изготовить до начала войны) согласно приказу составляли следующие предметы:
кивер — гвардейского образца, для офицеров — из сукна цвета морской волны, с черным бархатным околышем с красными выпушками и посеребренным инженерным гербом, султан из белых перьев; для нижних чинов — сукно черное, околыш плисовый, герб из белой жести, короткий султан в виде кисти из шерстяных нитей белого цвета;
мундир — гвардейский, лацканного покроя, для офицеров цвета морской волны, для нижних чинов из черного; воротник, обшлага и настежной лацкан черного цвета, для офицеров из бархата, для нижних чинов из плиса, с красными выпушками; по верхнему краю обшлагов выпушка голубая, клапаны обшлагов красные; на воротнике и клапанах обшлагов у офицеров серебряное шитье в виде стилизованного крыла и гренады, у нижних чинов петлицы из белой учебной тесьмы; подкладка мундира черная; эполеты и погоны, как в авиачастях, но у нижних чинов обшиты белой учебной тесьмой;
оружие — по образцу инженерных войск, но с добавлением авиационного кортика.
Шаровары, обувь, шинели, пальто — как в авиационных частях.
На защитной форме у офицеров красная выпушка по нижнему краю воротника и голубая по верху обшлагов, у нижних чинов те же отличия, но из тесьмы.
После отделения авиашколы от воздухоплавательной был установлен и измененный вариант униформы (в условиях военного времени это указание носило скорее символический характер) — мундирное сукно черного цвета и бирюзовые выпушки по верху обшлагов (Приказ по военному ведомству № 612 от 17 сентября 1914 г.).
Другие же авиационные военно-учебные заведения (Севастопольская военно-авиационная школа, курсы при Институте инженеров путей сообщения, школы и клубы при многочисленных аэроклубах) не имели определенной формы одежды. Судя по всему, до 1914 г. постоянный состав и слушатели носили униформу своих родов и частей войск, а затем — ту, что была установлена для авиационных частей.
Введение особой униформы, заметно отличающейся от принятой в других родах войск, являлось признанием самостоятельного значения военной авиации, ее особой роли в надвигающейся войне. Это обмундирование соединило в себе атрибуты инженерных войск, на базе которых формировались авиационные части, и элементы флотской одежды — в знак почетного права называться флотом «пятого», воздушного, океана. Первый вариант обмундирования был вполне удачен и в ходе войны практически не менялся.

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1504

 UNIFORMS OF THE RUSSIAN MILITARY AVIATION. 1914 — 1917.
Sent: 26-01-2012 18:21
 
АВИАЦИОННО-АВТОМОБИЛЬНАЯ ДРУЖИНА ГРАФА ШЕРЕМЕТЬЕВА. 1915-1917

Александр Кибовский. Цейхгауз, №21, 2003

"етом 1915 г. известный меценат и филантроп генерал-майор Свиты Его Императорского Величества граф А.Д.Шереметев выступил с инициативой формирования добровольческой части «для содействия в борьбе с воздушным противником при обороне Петрограда, несения раэвёдыва-шельмой службы в армии и бомбометания». Приказом Верховного Главнокомандующего от 23 августа 1915 г. № 737 на время военных действий Главнокомандующему армиями Северного фронта предписывалось создать при VI армии авиапиоино автомобильную дружину.
Уже 8 сентября 19151. граф А.Д.Шереметев был утвержден начальником дружины, и началась работа по ее реальному созданию. Дружина располагалась в Лигово и состояла из авиационного и автомобильного отрядов. Личный состав делился на 16 дружинников — офицеров и на 90 охотников — нижних чинов. Для авиационного отряда граф Шереметев обешал предоставить 10 аэропланов со всеми принадлежностями.Техника для автомобильного отряда — 15 легковых и 2 грузовых машины, 4 мотоциклетки (2 с колясками) — поставили дружинники.
Вышеназванным приказом Верховного Главнокомандующего для отрядов авиационно-автомобильной дружины была установлена форма авиационных или автомобильных частей соответственно, но с некоторыми отличиями. Дружинники имели погоны офицерского образца с серебряным галуном, алым подбоем и выпушками. Но вместо алого просвета на погонах продольно нашивался золотой галун, а посередине погона прикреплялся знак дружины - светло-бронзовый ополченческий крест, наложенный на оксидированную шестерню (диаметр знак 2,3 см). Знак большего размера (диаметр 4,43 см) помещался на тулье фуражки или переднем клапане папахи, у охотников на середине погона изображение знака наносилось желтой краской по трафарету.
Личный состав дружины подобрался достаточно пестрый - от художника П.З.Лаленкова до куплетиста Убейко, от помощника начальника дружины ирача В.П. Всеволожского до начальника технической части авиационного отряда Н.С.Андреена — будущего советского генерала и профессора Военно-воздушной академии. Дружина очень поздно получила материальную и техническую часть, закупленную Шереметевым, а вооружение для аэропланов и вовсе не было поставлено. Поэтому не удивительно, что столь имровизированное формирование ничем особенно не прославилась, кроме того, что в ней служили замечательные русские авиаторы С.И.Уточкин и Х.Н.Славороссов. Последний возглавлял авиационный отряд дружины.
После февраля 1917 г. граф Шереметев был отстранен от командования. Его преемник штабс-капитан К.Е.Вейгелин — бывший секретарь Императорского Всероссийского аэроклуба, авиационный инженер, впоследствии историк авиации и воздухоплавания, автор множества научных и научно-популярных книг и статей — тоже долго не удержался и был снят собранием воинских чинов. Вместо него начальником был избран Х.Н.Ставороссов. Во время октябрьских событий в Петрограде дружина поддержала новую власть. Последним начальником дружины после отъезда Х.Н.Ставороссова был Е.С.Андреев, являвшийся одновременно председателем совета дружины.

Литература:
1. Гильперин Ю.М. Воздушный казак Вернена. M.. 1990.
2. Лавренец В.П. На заре русской авиации. М., 2000.


Рисунки знаков Авиационно-автомобильной дружины из Приказа от 23 августа 1915 г. №737. (РГВИА)


Генерал-майор Свиты Его Императорского Величества граф Александр Дмитриевич Шереметов 41859-1931 ), создатель и первый начальник Авиационно-автомобильной дружины


Реконструкции погон и знаков: дружинник (в чине подпоручика) (1), охотник (младший унтер-офицер) (2), знак на головные уборы (3), и на погоны дружинников (4).

Николай
Registered User




From: Воронеж
Messages: 1504

 UNIFORMS OF THE RUSSIAN MILITARY AVIATION. 1914 — 1917.
Sent: 12-11-2012 20:25
 


Шинель командира бомбардировщика "Илья Муромец" Я.Башко. Шлем лётчика-наблюдателя О.Кундзиня. Авиабомбы (по краям стенда).
Фото из Военного музея в Риге: maksim_kot.livejournal.com/140913.html

New Products
Standard-bearer line infantry. Russia, 1812-14; 54 mm
Standard-bearer line infantry. Russia, 1812-14; 54 mm
$ 17.45
Scottish archer, 17-18th century; 54 mm
Scottish archer, 17-18th century; 54 mm
$ 16.00
Triumphal procession. Legionnaire. 1st century AD; 54 mm
Triumphal procession. Legionnaire. 1st century AD; 54 mm
$ 7.28

Statistics

Currently Online: 2 Guests
Total number of messages: 2799
Total number of topics: 305
Total number of registered users: 1045
This page was built together in: 0.0458 seconds

Copyright © 2019 7910 e-commerce